VR, AR, MR технологии: чем отличаются и как применяются в бизнесе

IT-копирайтер
Время чтения: 12 минут
Морфеус говорил: “Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?” К счастью, мы пока можем отличить действительность от нереального мира, но технологии постепенно стирают эти границы.
VR, AR, MR — все эти аббревиатуры связаны с взаимодействием между настоящей и цифровой реальностью. Каждую из этих технологий можно использовать для развития бизнеса, образования, производства и других сфер. Виртуальная, дополненная и смешанная реальность дают свои уникальные возможности. Какую выбрать и как использовать? Читайте статью, чтобы разобраться.
Что такое VR (виртуальная реальность) и ее особенности
VR — это искусственная цифровая среда. В ней пользователи видят, слышат и передвигаются, как будто находятся внутри другой реальности. Пример использования VR — Google VR Services. Это платформа, которая позволяет подключать VR-устройства и использовать приложения виртуальной реальности. По прогнозам экспертов Statista, через два года продажи устройств виртуальной реальности вырастут в два раза. Растущий спрос — показатель того, что стоит задуматься о VR-бизнесе.
Эта технология является наиболее известной из трех: еще в девяностых разработчики презентовали ее миру, хотя она была слабо развита. Сейчас ситуация изменилась: люди хорошо понимают, что такое VR. С годами виртуальная реальность становится всё менее отличима от настоящей. Основное применение VR-продуктов — это сфера развлечений, однако с годами они становятся все детальнее и качественнее. Это позволяет использовать их в других, более серьезных областях.
Сферы применения VR технологии
Сфера развлечений
Если еще несколько лет назад VR-шлемы были дорогими и громоздкими, то сейчас они доступны гораздо большему числу людей. При этом качество изображения становится лучше, и уровень погружения заставляет пользователей часами не выходить из игры. Еще бы: в таком шлеме игроки могут почувствовать себя космонавтами, ниндзя и кем угодно еще. Чтобы построить бизнес в этой области, есть разные виды виртуальной реальности: от собственной студии разработки до VR-пространства в ТРЦ. Пока VR остается необычным и манящим явлением для аудитории, поэтому стоит воспользоваться высоким спросом.
Кино и сериалы
Те, кто всегда хотел почувствовать себя героем захватывающего фильма, смогут осуществить свою мечту благодаря технологиям виртуальной реальности. Сейчас технология съемок круговых панорам в 360 градусов только начинает развиваться, однако такие продукты уже есть. Сферические, или купольные кинотеатры позволяют зрителям не просто смотреть на экран, а видеть происходящее в фильме со всех сторон. Так просмотр видео в VR становится куда более захватывающим и иммерсивным.
Образование
Один из главных трендов последних лет — внедрение электронных технологий в образование. Кто-то осваивает электронные доски и онлайн-презентации, а более продвинутые учебные заведения ищут способы погрузить учеников в виртуальную реальность, чтобы они могли пережить опыт, близкий к реальному, и лучше усвоили материал. Это может быть полезно, например, в обучении вождению или хирургии.
Здравоохранение
Одной учебой дело не ограничивается: современные технологии позволяют проводить настоящие операции в виртуальной реальности. Специальные камеры и датчики позволяют точно отследить все, что происходит в организме, и осуществить необходимые действия, чтобы вылечить пациента. Хирург надевает очки и держит в руках специальные джойстики для удаленного управления механическими устройствами. Операцию делает робот, а врач управляет его действиями.
Проектирование
Строить новый дом или торговый центр — масштабные и сложные задачи. Даже если дизайн-проект выглядит хорошо, результат может получиться неудовлетворительным. VR технологии — это достойное решение этой проблемы. Создавая проекты будущих зданий в виртуальной реальности, специалисты могут показать заказчикам конечный результат еще до начала стройки. Детали будут отличаться, однако возможность пройтись по своей будущей квартире позволит предотвратить все возможные ошибки и построить то, что нужно клиенту.
Что такое AR (дополненная реальность) и ее особенности
AR — это технология, которая позволяет добавить в реальный мир цифровой контент: увидеть, как бы смотрелись часы на запястье, кроссовки на ногах или кровать в комнате. Эти объекты могут быть в формате изображений или видео. По прогнозам Fortune Business Insight, среднегодовой темп роста рынка AR в ближайшие семь лет составит 46,8%. Технологии станут доступнее, уровень погружения вырастет, пользователи станут больше доверять производителям. Входить на рынок стоит уже сейчас!
В отличие от VR, AR не подразумевает покупки специальных очков, хотя и такие тоже есть: достаточно установить приложение на смартфон. Направляя камеру на реальные предметы или части помещения, они смогут увидеть на экране цифровые объекты. Где можно использовать дополненную реальность?
Сферы применения AR технологии
Реклама
AR технологии — это отличный рекламный инструмент, который позволяет ненавязчиво продать клиенту реальный продукт. Потенциальные покупатели примеряют ваш товар, как будто не задумываясь о покупке, но в итоге принять решение отдать рекламодателю деньги становится проще: они уже представляют, как продукт проявит себя в деле. Пример такого использования AR — онлайн примерочные, которые минимизируют вероятность ошибки при покупке одежды или обуви. Наш пример — приложение Leef для примерки часов. Пользователи наводят экран смартфона на руку и “примеряют” часы, чтобы выбрать подходящие по размеру и стилю.
Производство
Один из важных аспектов производства — человеческий фактор. Чем меньше он влияет на слаженный механизм создания товаров, тем качественнее они получаются. Так, например, специальные очки могут помочь механику собрать устройство: на экране возникают четкие указания и визуальные подсказки. Это повышает эффективность работы и снижает количество ошибок.
Наш пример — iFarm, система для автоматического управления вертикальными фермами. Мы разработали дизайн интерфейса AR-очков для растениеводов. Дополненная реальность показывает активные задания при взгляде на полку, и пользователь может отмечать выполненные не в веб-приложении, а в самом AR-устройстве.
Навигация
Технологии AR часто применяются в ритейле: они позволяют ориентироваться в больших магазинах, показывая направления к примерочным и кассам. Однако этим технологии не ограничиваются: дополненная реальность помогает ориентироваться в музеях, медицинских клиниках, образовательных учреждениях и просто на улицах города.
Ремонт и техобслуживание
Технология дополненной реальности позволяет даже новичкам справляться с техническими задачами, будь то ремонт шкафа или обслуживание машины. Так, например, приложение I-Mechanic сканирует изображение автомобиля в реальном времени и показывает на экране необходимые действия. Если поломка несложная и безопасная, то использование такого приложения значительно упростит жизнь автовладельца.
Что такое MR (смешанная реальность) и ее особенности
Смешанная реальность — это окружение, которое привязано к положению объектов в реальном мире. Можно сказать, что она связывает VR и AR. В случае с MR пользователь находится там же, где был, но объекты MR становятся более реальными; с ними можно взаимодействовать. Это происходит благодаря специальным датчикам, которые отслеживают положение объектов в реальном мире и переносят в виртуальный.
Технология смешанной реальности сложнее, чем AR, поэтому она не так распространена. Несмотря на это, разработчики приложений и оборудования вкладываются в разработку MR-продуктов. Например, в декабре 2018 года компания Zspace Inc. выпустила ноутбук, предназначенный для преподавателей, студентов и медицинских работников. Продукт сочетает в себе VR и AR технологии за счет использования специального 3D-экрана и легких очков, что делает контент смешанной реальности более доступным.
Сферы применения MR технологии
Общение
В эпоху удаленных коммуникаций важно сохранять контакт с реальными людьми. Иногда для этого не достаточно мессенджеров и даже видеозвонков. Технологию MR-общения предложили Microsoft: программа Microsoft Mesh обеспечивает эффект присутствия, даже если собеседник находится на другом краю планеты.
Обучение
Погружаясь в смешанную реальность, как и в виртуальную, студенты могут буквально соприкоснуться с объектами изучения. Важное отличие в том, что их можно действительно потрогать, подержать в руках и хорошо рассмотреть. Благодаря этому ученики лучше усваивают тему и вдохновляются материалом, что мотивирует учиться дальше.
Производство
Как и в случае с дополненной реальностью, голографические инструкции помогают избежать ошибок и снизить влияние человеческого фактора. Кроме производства эти технологии могут быть полезны, например, в ремонтных работах. Человек не просто выполняет задачи, “как умеет”, а следует визуальной инструкции, точной до миллиметра.
MR, VR и AR технологии уже начинают захватывать мир, однако в них еще много неизведанного. Вы можете стать тем, кто использует их по-новому и создаст полезный, прибыльный или просто очень классный продукт. Напишите нам, мы будем рады использовать свой опыт, чтобы разработать его вместе с вами.
Комментарии