Рынок телемедицины: Что нужно знать для создания телемед продукта?

Анна Протопопова

Анна Протопопова

IT-копирайтер

#МедТех

26 Мар 2021

Время чтения: 7 минут

26 Мар 2021

По прогнозам VEB Ventures, к 2026 году мировой рынок телемедицины вырастет с $45 млрд в 2020 до $175 млрд. Стартаперы постоянно разрабатывают новые решения, чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, и вы можете занять достойное место среди них. Мы работаем в области медицины и здравоохранения с 2006 года: помогаем крупным компаниям и стартапам развивать страховые, консультационные и телемедицинские проекты. Если вы начинающий стартапер и хотите запустить проект в сфере телемедицины, вам нужно учитывать особенности этой сферы. О них мы расскажем в этой статье.

Состояние и перспективы рынка телемедицины

По данным Mercom Capital Group, за первую половину 2020 года медтех стартапы по всему миру собрали $6,3 млрд. Объем инвестиций в разные сферы здравоохранения растет вместе с населением планеты. Одна из важных сфер развития медтеха — телемедицина: область внедрения технологий в медицину для предоставления дистанционных медицинских услуг. Особенностью телемедицинских сервисов является возможность двустороннего аудио- и видеообщения между пациентом и врачом. За последние годы телемед рынок вырос в несколько раз, а пандемия только ускорила этот процесс. 

Востребованность внедрения телемедицины в здравоохранение является позитивным трендом по нескольким причинам:

  • повсеместная доступность;
  • дешевизна;
  • возможность выбрать квалифицированного специалиста;
  • психологический комфорт.

Как следствие, люди получают качественную медицинскую помощь быстрее и дешевле и становятся здоровее. Вот несколько особенностей рынка, которые важно помнить при создании телемед-стартапа:

Особенности рынка телемедицины

Источник: Transparency Market Research

Основные игроки рынка — сервисы дистанционных консультаций. Они борются за клиентов, повышая качество связи и увеличивая функционал: хранение и обработка данных, использование искусственного интеллекта для постановки диагноза, запись на прием и другие возможности. Так они улучшают качество общения врачей и пациентов. Пользователи больше доверяют онлайн-взаимодействию с врачами и ценят удобство процесса, поэтому спрос на телемед продукты растет. Подробнее об использовании ИИ в медицине мы писали в нашей предыдущей статье.

Amwell — один из медицинских стартапов, которым удалось привлечь инвестиции. За первую половину 2020 года этот американский стартап получил $194 млн. Успешным стартапом является шведский проект CRY, который получил за первые два квартала $155 млн инвестиций. Вывод — инвесторы готовы вкладываться в перспективные телемед проекты, потому что спрос на них будет расти еще долгое время.

В работе над телемедицинскими стартапами есть свои препятствия. Существуют много законодательных деталей, которые важно учитывать при создании телемед продукта. К ним относятся, например, сохранность данных и образование врачей. Некоторые стартаперы относятся к этим факторам невнимательно и оказывают недостаточно качественные медицинские услуги.

С одной стороны, рынок телемедицины еще достаточно нестабильный и незрелый. Достаточная правовая база телемедицинских сервисов еще не сформирована, поэтому этой области только предстоит развиваться и набирать верных клиентов. Кроме того, чтобы стать конкурентоспособной технологической компанией, необходимо иметь грамотных специалистов не только в области медицины. С другой стороны, эта незрелость упрощает вход на рынок. В любом случае, он будет расти, поэтому это неплохая возможность создать бизнес с хорошими перспективами. 

Особенности создания телемедицинского стартапа в России

Рынок быстро растет

За последние пять лет рынок телемедицины вырос почти в два раза и не планирует останавливаться:

Рост рынка телемедицины

Источник: Statista

С одной стороны, это хорошие новости, поскольку вы еще можете запрыгнуть на этот ускоряющийся поезд индустрии и развиваться вместе с ней. С другой стороны, конкуренция тоже постоянно увеличивается, поэтому придется позаботиться о качестве и побороться за клиентов.

Законодательство развито недостаточно

Телемедицина — относительно новое явление. Закон о телемедицине вступил в силу только в 2018 году, и с тех пор врачи могут оказывать пациентам помощь удаленно. Телемедицинское законодательство реагирует на изменения в мире и активно развивается.

Согласно статье 36.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», врачи могут собирать анамнез, анализировать жалобы и следить за состоянием пациента удаленно. Врачи получают доступ к большому объему электронных медицинских данных и могут работать с ними, при этом сохраняя врачебную тайну. Также они обязаны беречь персональные данные пользователей.

К сожалению, телемедицина до сих пор имеет некоторые законодательные ограничения. Врачи не имеют права ставить диагноз без очной встречи с пациентами. Как следствие, они не могут назначать лечение и отправлять пациента на обследование. Также государство пока не выработало норм относительно ответственности за ошибки врачей в связи с трудностями заочного консультирования. 

Эксперты National Law Review выделяют следующие тренды телемедицинского законодательства в ближайшие годы:

  • лицензирование: государства будут вкладывать больше усилий в снижение барьеров между врачами и пациентами и законодательно давать больше свободы;
  • условия предоставления медицинских услуг: на первый план выйдет качество медицинской помощи, а законы станут более технологически нейтральными;
  • конфиденциальность: медицинские организации и разработчики технологических стартапов будут бережнее хранить данные пациентов;
  • актуальность: правоохранительные органы будут давать больше прав сторонам, вовлеченным в телемедицину, например, удаленно ставить диагнозы;
  • финансирование: государственные вложения в телемедицину будут расти.

Клиенты требуют качественных услуг

Есть важные факторы выбора поставщика товаров или услуг: стоимость, география, узнаваемость бренда. Но сейчас на первый план выходит качество услуг и взаимодействия с компанией. При работе над телемед-стартапом обязательно позаботьтесь о своих клиентах. Важные аспекты, о которых нужно помнить при работе с людьми (источник — Oberlo):

  • лояльность к бренду зависит от обслуживания клиентов;
  • большинство людей предпочитает роботам общение с живыми людьми;
  • клиенты делятся негативным опытом с другими людьми.

Это относится и к медицинскому персоналу, и к службе поддержки, и к другим участникам ваших бизнес процессов. Однако даже при хорошем клиентском сервисе не все готовы прибегать к помощи цифровых сервисов, особенно если это касается здравоохранения. Вот что вам нужно учитывать при работе с клиентами:

Потребности клиентов телемедицины

Источник: Technology Adcive

Инвесторы ищут качественные продукты

Инвесторы готовы вкладывать большие деньги в телемед-проекты. Например, Сбербанк приобрел 80% сервиса DocDoc.ru, а Яндекс вложил в сервис Doc+ $5 млн. Однако, несомненно, один из важнейших критериев — качество.

Способы привлечь инвестиции разнообразны: руководители крупных компаний, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, венчурные фонды, акселераторы, инвестиционные клубы. Прежде чем предлагать им свои идеи, проработайте их: создайте хороший MVP, получите отзывы аудитории, адаптируйте продукт под требования клиентов и соберите статистику. В общем, не приходите к инвесторам с пустыми руками и покажите, что ваше творение ценно и стоит вложений. Это особенно важно для телемедицины, потому что проекты в здравоохранении должны отличаться качеством и пользой. По данным венчурного фонда Rock Health, cделки в области телемедицины увеличиваются: в 2020 году средний размер сделки составил $30,2 млн по сравнению с $19,7 млн в 2019 году.

Вам придется поработать над продвижением

У телемед-стартапов есть свои особенности продвижения. Один из ключевых барьеров — низкая осведомленность пользователей о возможностей телемедицины. С этой сложностью столкнулась медицинская компания Доктор Рядом в начале пандемии. Прежде всего, они предложили клиентам бесплатные онлайн-консультации с врачами, чтобы понять, как это работает. Затем они выделили целевую аудиторию: это семьи с детьми, занятые специалисты, активные люди старшего поколения и те, кто ищут информацию о вирусе. Еще важно понимать, что услуги врачей ищут те, у кого уже есть симптомы болезни — это сужает круг ЦА. Помимо рекламы и постов в соцсетях, эксперты Доктор Рядом выкладывали видео в Яндекс.Дисплей и работали с инфлюенсерами. Результат: врачи из Доктор Рядом провели в 6 раз больше консультаций, чем в прошлом месяце. Число брендовых запросов в поисковиках выросло в 8.5 раз. 

Выбирайте нишу внимательно

Телемедицина включает в себя разные области, в каждой из которых вы можете преуспеть. Однако некоторые ниши являются достаточно узкими, поэтому внимательно проследите за зарубежными и российскими стартапами, прежде чем выбирать свою. Выберите определенную медицинскую услугу, над которой будете тщательно работать. Вот основные области, в которых вы можете создать свой телемед-продукт:

Телемедицина: обзор рынка

Источник: CB Insights

Конкуренция остается конкуренцией. Всегда есть вероятность, что кто-то создаст более удобное, востребованное или качественное решение. Следите за конкурентами и адаптируйтесь к ситуации. Основной вывод — используйте опыт лучших и пополняйте их ряды.

Виды телемедицинских решений на рынке

Чтобы создать стартап, важно понимать, что нужно людям. Мы собрали и описали для вас несколько областей, которые сейчас наиболее востребованы на рынке телемедицины.

Консультации для пациентов

Несомненно, самое распространенное направление телемеда — это онлайн-консультации. Они требуют специальных систем, которые обеспечивают сохранность данных, устойчивое соединение и сервисы для организации работы (карточка пациента, расписание врача и т.д.). Раньше ЦА таких сервисов были люди, у которых нет возможности физически присутствовать на консультации из-за места проживания или состояния здоровья. Сейчас приложения для онлайн-консультаций распространены и среди жителей больших городов: они позволяют пациентам экономить время, силы и деньги.

Наша разработка в области удаленных консультаций — приложение Primu.online: коробочное решение, которое подходит для клиник, врачей частной практики и крупных медицинских учреждений.

Дистанционный биомониторинг

Удалённый мониторинг показателей давления, температуры и оксигенации полезен пациентам больниц, пожилым и для проведения плановых осмотров. За их здоровьем необходимо постоянно следить: узнавать их местонахождение, контролировать состояние сердца и распознавать симптомы ухудшений. Это позволит моментально среагировать в экстренной ситуации, успешнее отслеживать показатели и даже спасать жизни людей.

Решения для врачебного сообщества

Часто помощь нужна не только пациентам, но и врачам. Они взаимодействуют друг с другом и делятся полезным опытом. Кроме того, бывают ситуации, когда в удаленных уголках страны просто нет нужного врача, однако его помощь необходима. В такой ситуации врач может провести медицинскую консультацию при онлайн-участии другого специалиста. Бывают и более необычные ситуации: например, необходимость врачебной помощи на кораблях или морских нефтяных вышках. Здесь к трудностям поиска врача добавляется необходимость обеспечить бесперебойную связь. Сейчас на рынке телемедицинских приложений не так много таких частных решений, поэтому завоевать эту часть рынка — посильная задача.

Трансляция хирургических операций

Трансляции позволяют неопытным хирургам перенять опыт наставников. Студенты не просто смотрят видео о том, как хирург делает операцию: они могут задавать вопросы во время или после операции, узнавать медицинские показатели пациентов и обмениваться изображениями оборудования (эндоскопов, скальпелей и т.д.). Иногда они получают доступ к операциям, которые проводятся только в отдельных специализированных медицинских учреждениях. Так молодые специалисты получают достаточно серьезный опыт, который ускоряет их обучение

Учебные мероприятия

Видеоконференцсвязь — это отличная возможность пообщаться с лучшими специалистами страны или даже мира из любой точки планеты. Несомненно, смотреть лекции ведущих врачей и ученых можно и без телемедицины, но задать вопросы после лекции или поучаствовать в семинаре — куда более ценная возможность. Преимущество таких систем заключается в их адаптированности под определенные образовательные цели: возможность качественных видеотрансляцией, базы медицинских материалов и бесперебойная связь. Благодаря этому уровень медицины повышается не только в мировых столицах, но и в удаленных уголках Земли.

Мы можем смело утверждать, что за телемедициной здоровое будущее человечества. Если наша статья вдохновила вас и вы хотите создать успешный проект в области телемедицины, напишите нам на medtech@azoft.com воспользуйтесь формой. Мы будем рады поделиться своим опытом разработки и создания бизнеса для воплощения вашей идеи.

Комментарии

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии