Что такое SPA, MPA и PWA. Плюсы и минусы популярных подходов к построению сайтов

IT копирайтер
Время чтения: 8 минут
На сегодняшний день большинство сайтов построены по трём основным шаблонам: как многостраничные приложения (multi-page application или MPA), как одностраничные приложения (single-page application или SPA) или как прогрессивные (progressive web application или PWA). Выбирая между ними, необходимо обратиться к целям, которые преследует ваш бизнес. Разобраться в том, что такое SPA, MPA и PWA приложения, а также учесть их преимущества и недостатки поможет наша статья.
Что такое SPA приложение?
Значение термина SPA (Single Page Application) кроется внутри него самого. SPA — это одностраничное приложение, содержащее HTML-страницу, которая динамически (без полной перезагрузки) обновляется в ответ на действия пользователя. Архитектура приложения устроена так, что при первоначальном запуске посетитель видит основной контент сайта в браузере, а новые данные загружаются на ходу по мере необходимости, например, при прокрутке или клике на иконку. Если вы когда-нибудь листали ленту Facebook, Twitter или Вконтакте, то вы понимаете, о чём идёт речь.
По сути одностраничные приложения во многом похожи на десктопные: при переходе на новую страницу обновляется только часть контента, позволяя не загружать одни и те же элементы сайта множество раз. Подобный эффект для SPA обеспечивают современные JavaScript фреймворки. Для небольших проектов подойдёт jQuery, однако для создания серьёзного SPA потребуются такие frontend-библиотеки, как Angular.
Single page application: плюсы и минусы
SPA приложения применяются в случаях, когда загруженной на сайт информации немного и её требуется эффектно продемонстрировать пользователю. Примерами SPA являются соцсети и сайты с большим количеством пользователей.
Преимущества SPA
Исследования показывают, что пользователи чувствительны к скорости загрузки страницы. В вопросе скорости подгрузки у SPA сайтов нет равных, что и является их главным преимуществом. Так как львиная доля ресурсов загружается в одну сессию, при дальнейших действиях SPA быстро обновляет необходимую часть данных, значительно экономя время.
Однако высокая скорость — не единственный плюс SPA приложения. Помимо этого одностраничные приложения имеют следующие преимущества:
- лёгкость создания. Для разработки SPA приложения уже готовы библиотеки и фреймворки, работа над frontend и backend может вестись параллельно. Кроме того, на основе готового кода в дальнейшем можно построить мобильное приложение;
- гибкость пользовательского интерфейса. Для одной страницы проще разработать увлекательный и интерактивный дизайн интерфейса;
- простое кэширование данных. Важные данные загружаются в один запрос, а далее пользователь одностраничного приложения может работать частично оффлайн, подключаясь к интернету, чтобы сохранить прогресс.
Недостатки SPA
Некоторые пользователи отключают JavaScript в браузерах, чтобы ускорить загрузку сайта и избавиться от нежелательной рекламы. У таких пользователей приложение просто не заработает. Кроме того, существует проблема утечки памяти JavaScript, которая уменьшает скорость загрузки и открывает ваши данные для действий злоумышленников.
Кроме того, одностраничные приложения:
- плохо поддаются SEO оптимизации. URL страниц практически не меняется, а данные подгружаются динамически, когда для оптимизации важна устойчивость и уникальные URL для каждой страницы. Поисковым ботам сложно просканировать SPA приложение, и на данный момент грамотно индексировать такие сайты умеет только Google;
- сильно нагружают браузер. Такая проблема возникает из-за относительно “тяжёлых” клиентских фреймворков;
- могут недёшево стоить. Разумеется, итоговая стоимость разработки разнится, но цена сложных сайтов довольно высока.
Что такое MPA?
MPA или Multi Page Applications по принципу работы полностью противоположны SPA. MPA — это многостраничные приложения, работающие, как привычные нам веб-сайты. Они отправляют запрос на сервер и полностью обновляют страницу, когда с ней совершается какое-либо действие (переход на другую страницу, внесение и изменение данных). Подобная архитектура приложения значительно влияет на скорость и производительность, поскольку большая часть данных подгружается повторно при каждом переходе.
В целом, MPA представляет собой главную страницу и множество ссылок на другие страницы. Этим принципом пользуются e-commerce сайты вроде Ebay, Ozon и Amazon, где необходимо отображать большое количество контента.
Multi page application: плюсы и минусы
MPA подходит крупным компаниям, предлагающим широкий спектр услуг и продуктов: интернет-магазины, сайты компаний, каталоги и торговые площадки.
Преимущества MPA
- Простая SEO-оптимизация. MPA часто используют сайты, для которых важно попадать в топы поисковых систем. Каждая из страниц имеет уникальный URL и стабильна, что позволяет поисковым ботам адекватно ее просканировать.
- Масштабируемость. В MPA приложение можно вложить столько информации, сколько потребуется, без ограничений по страницам и функциям.
- Проверенная классика. MPA работают по тем же принципам, что и знакомые пользователю веб-сайты с классической навигацией.
Недостатки MPA
- Низкая скорость разработки. MPA приложения требуют использования фреймворков на обеих сторонах: клиента и сервера. Также из-за тесной взаимосвязи frontend и backend усложняется работа разработчиков. Всё это в совокупности увеличивает бюджет и сроки разработки.
- Затраты на создание мобильного приложения. MPA приложения плохо конвертируются в мобильные. Для этого в значительной части случаев потребуется разработка backend с нуля.
SPA VS MPA
Суммируя всё вышесказанное, можно выделить следующие ключевые отличия у SPA и MPA приложений:
Выбирая тип веб-приложения для своего бизнеса, в первую очередь, ориентируйтесь на его цели:
- одностраничные приложения выгодны для создания быстрого сайта и броского, многофункционального API интерфейса, внутри которого требуется разместить небольшой объем данных. Такой подход идеален для социальных сетей и SaaS-бизнеса;
- многостраничные приложения хороши для подачи большого количества информации и развертки широкого функционала в пределах веб-приложения.
Что такое PWA
Progressive Web Application (PWA) является чем-то средним между сайтом и приложением. Чтобы начать работу с PWA, пользователю необходимо скачать и установить сайт как приложение. Последующий доступ к сайту производится через иконку на рабочем столе пользователя. При нажатии сайт быстро открывается без посредника в виде браузера.
PWA приложения интересны тем, что они:
- кроссплатформенны — работают сразу на нескольких операционных системах;
- устанавливаются в один клик, без переходов в маркеты приложений;
- всегда под рукой у пользователя — сайт доступен по иконке в смартфоне даже в оффлайн режиме;
- снижают конкуренцию в поисковых системах;
- позволяют отправлять push-уведомления, как приложение;
- легко конвертируемы из существующего сайта, достаточно немного его изменить.
Прогрессивные веб-приложения хороши для часто обновляющихся сервисов, к которым будут постоянно возвращаться клиенты. Push-уведомления позволят вам периодически привлекать внимание пользователей и стимулировать их на посещение приложения, увеличивая прибыль.
Заключение
У каждого подхода к построению веб-сайта есть свои достоинства и недостатки. Традиционные веб-приложения MPA просты и надежны, легко считываются поисковыми ботами и привычны пользователю, но разрабатывать их дороже и дольше. PWA и SPA приложения работают быстрее и проще в разработке, однако SEO-оптимизацию для них настраивать гораздо сложнее.
Ориентируйтесь на цели, которые сможете достичь с помощью определенного шаблона постройки сайта. Если вас заинтересовала какая-то из представленных моделей веб-приложений или вам нужна помощь с выбором, обратитесь в Azoft, и мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем в разработке вашего сайта.
Комментарии