Минимально жизнеспособный продукт: гайд по выживанию

IT-копирайтер
Время чтения: 10 минут
Чтобы запустить новый сериал, режиссеры сначала снимают пилотную серию, которая имеет все «базовые настройки» будущего сериала. Отзывы аудитории о ее сюжете, персонажах и атмосфере позволяют создателям понимать, куда развиваться и над чем работать. Та же схема работает и в IT-проектах: для ее воплощения придумали MVP продукта. От него напрямую зависит будущее приложения. В этой статье мы расскажем, как из идеи получить живучее MVP приложение и вырастить из него полноценный продукт.
Что такое MVP
По данным информационного агентства Investopedia, 90% стартапов закрываются в первый год работы. Из них 42% проваливаются из-за отсутствия спроса, а еще 17% – из-за того, что конечный продукт недостаточно прост и удобен в использовании. Вот еще несколько причин, по которым амбициозные бизнесмены испытывают неудачи:
Большинства провалов можно было бы избежать еще на начальном этапе. Любой предприниматель должен взять за правило создавать MVP: minimum viable product. Это простейшая версия разработки, которая обладает базовыми функциями будущего бизнеса, строения, изобретения. Она поможет подтвердить ценность изначальной идеи или отказаться от нее, если она окажется неудачной.
MVP должен быть приближен к готовой версии и давать правильное представление о конечном результате. Так с его помощью можно будет получать достоверные данные исследования рынка и понимание, куда развиваться дальше. Для наглядности это можно изобразить так:
Для чего нужен MVP
Product MPV необходим каждому, кто хочет подойти к разработке нового приложения внимательно и рационально. В большинстве случаев он позволяет избежать многих ошибок и дает преимущества перед теми, кто сразу создает продукт целиком.
- В первую очередь, вы сможете проверить жизнеспособность вашего приложения, не тратя на это много времени, сил и денег. Если окажется, что аудитория не заинтересована в вашем предолжении, то вам не придется жалеть о чрезмерных вложениях, и вы сможете двигаться в другом направлении.
- Вы сможете лучше определить и понять аудиторию. Вы будете точно знать, нужен ли ваш продукт людям, а если нужен, то для чего и как они будут его использовать.
- Вы поймете, над чем поработали достаточно, а где нужны изменения. Возможно, ваше детище или его отдельные части придется полностью переделать из-за негативного фидбэка. Но это к лучшему: так вы сможете разработать именно то, что вызовет высокий спрос.
- Если запуск product MVP пройдет успешно, вы получите первую прибыль и клиентов задолго до создания финальной версии. Благодаря этому вы быстрее окупите инвестиции и найдете людей, которые с большей вероятностью станут вашими постоянными пользователями.
Кроме того, людям может не понадобиться часть функций, на которые вы планировали потратить много времени и усилий. Это сократит стоимость и сроки и позволит вам сфокусироваться на том, что больше всего нужно аудитории.
Когда использовать MVP
Перед работой необходимо построить гипотезы, которые вам нужно подтвердить или опровергнуть. Так вы не просто запустите демо-версию, а поймете, что вам нужно добавить или убрать – в зависимости от реакции пользователей. Это нужно сделать как можно раньше: ваша идея может быть отличной, но если ее реализация не подходит аудитории, то нужно исправлять это на первых этапах разработки.
Примеры minimum viable product
Процветание некоторых крупных компаний — результат успешного выпуска на рынок. Интересный пример – мессенджер WhatsApp. Когда его выпустили на рынок, отправлять с его помощью сообщения было нельзя. Идея была другой: WhatsApp позволял иметь под рукой интерактивную адресную книгу с текущими статусами (занят, доступен, за рулем и т.д). Так можно было узнать, чем занят человек и открыт ли он для общения. Первые пользователи стали общаться с помощью этих статусов, поэтому создатели решили добавить возможность отправки сообщений. Сейчас WhatsApp насчитывает 1,6 миллиардов активных пользователей.
Еще один пример – Uber. Изначально его создатели, разочарованные ценами на поездки по городу, предлагали пользователям аренду лимузинов, которая стоила всего в 1,5 раза дороже обычного такси. Продукт оказался куда более востребованным, чем ожидалось, хотя охватывал аудиторию на ограниченной территории. Поняв это, разработчики развили идею и быстро получили инвестиции, чтобы Uber работал по всему миру.
Одностраничный сайт с фотографиями квартиры тоже может из тестовой версии стать огромным прибыльным бизнесом. С помощью этого лендинга разработчики, которые не могли платить за квартиру в Сан-Франциско, хотели проверить, интересуются ли люди арендой комнат напрямую от собственников. Как выяснилось, интересуются – этот маленький проект вырос в сайт Airbnb, на котором люди арендуют жилье от собственников, не тратя время и деньги на риэлторов и заполнение документов.
Как создать MVP
Шаг 1. Определитесь с целью
Ваша идея должна быть интересна не только вам. Ваш продукт ориентирован прежде всего на пользователя, поэтому сначала определите, как вы упростите (или, может быть, навсегда измените!) жизнь людей.
Шаг 2. Проанализируйте целевую аудиторию
После этого можно проводить маркетинговое исследование. Вы должны хорошо понимать особенности психики вашей аудитории. Если вы ориентируетесь на молодежь, помните о том, насколько их жизнь наполнена контентом – не перегружайте интерфейс, сделайте его цепляющим. Если ваша ЦА – статусные бизнесмены, помните о том, насколько они ценят время, и максимально упростите взаимодействие с приложением или сайтом. Если же вы создаете «книгу» с рецептами для домохозяек, то сделайте так, чтобы они почувствовали себя обладательницами самой красивой и удобной кулинарной книги в мире.
Шаг 3. Изучите конкурентов
Высока вероятность того, что вашу идею кто-то уже воплотил до вас. Это не страшно: в конечном итоге люди выберут то, что понравится им больше, поэтому ваши шансы на успех высоки. Для этого вы должны четко понимать сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы разработать что-то уникальное. Их положительный опыт позволит вам улучшить вашу работу, а отрицательный – избежать ошибок.
Шаг 4. Опишите функционал
Теперь вы готовы к полноценной кипящей работе! Вы знаете, что от вас хотят пользователи, что им нравится у конкурентов и чего делать нельзя. Определите, как будет выглядеть результат, какие возможности разработка даст пользователям, какими техническими особенностями она будет обладать. На этом этапе нужно описать весь будущий функционал, чтобы представлять финальный продукт.
Шаг 5. Выделите главное
Следующая задача – сузить функционал до необходимого и достаточного минимума. Выберите функции, которые нужно реализовать на этапе создания базовой версии. Помните, что MVP разработка должна быть достаточно автономной и удовлетворять потребности аудитории. Это позволит расставить приоритеты и разделить работу на этапы.
Шаг 6. Выберите методологию
Время начинать создание продукта! Вы можете использовать agile, waterfall, lean или воспользоваться гибридной методологией, которая совмещает преимущества каждой из них. Ваш выбор будет зависеть от сроков разработки, выбранных технических деталей, возможностей разработчиков и других факторов. Без этого этапа работа будет хаотичной, и вы не получите должный результат в выделенные сроки.
Шаг 7. Протестируйте продукт
Теперь, когда вам кажется, что вы сделали все, что смогли, представьте продукт публике. Скорее всего, окажется, что продукт требует еще нескольких итераций доработки – и это отлично! Вы знаете, чем смогли зацепить пользователей, а где допустили ошибки. Теперь вы можете избавиться от лишнего, довести продукт до совершенства и представить миру готовое MVP приложение, полностью удовлетворяющее целевую аудиторию.
Ошибки при создании минимально жизнеспособного продукта
Ошибка 1. Невнимательность к пользователям
Одна из ваших важнейших целей – лучше понять аудиторию. Если вы уделите недостаточно внимания анализу обратной связи, то не сможете этого сделать. Вы можете быть уверены, что определенная часть вашего приложения заслуживает внимания и любви клиентов, однако если они сами говорят вам, что это не так, следует прислушаться.
Ошибка 2. Неправильный фокус
Возможно, вы вдохновлены узкой или специфической идеей, однако из нее может получиться что-то совершенно иное и куда более стоящее. Внимательно следите за каждым действием аудитории, чтобы не пропустить ни одной детали их поведения. Они подскажут вам, на чем действительно стоит сфокусироваться, чтобы приносить пользу. Вспомните опыт создателей WhatsApp, которые хотели сделать адресную книгу, а получили мессенджер. Если бы они не отследили поведение пользователей, WhatsApp стал бы бесполезным очень быстро. Успех им принесло то, что они вовремя сфокусировались на нужном функционале, о котором до этого даже не думали.
Ошибка 3. Излишняя экономия
Осознание того, что идея может не взлететь, не дает вам права на создание некачественного продукта. Он должен быть приближен к финальной версии, поэтому вложения в разработку, дизайн и запуск вам все равно потребуются. Иначе пользователи почувствуют некачественную работу и потеряют интерес к приложению.
Ошибка 4. Перфекционизм
Однако не стоит слишком увлекаться: помните, что minimum viable product – это только начало большого пути. Ошибки и негативные отзывы неизбежны – будьте к этому готовы. Не старайтесь сделать идеальный продукт, ведь чем больше вы в него вкладываетесь, тем тяжелее будут восприниматься сложности. Относитесь к этому как к первому месяцу в тренажерном зале: это сложно и стоит денег, рельефные мышцы не вырастают за несколько дней, но вы уже видите результат и чувствуете удовлетворенность.
Ошибка 5. Одержимость идеей
И, конечно, вы можете считать свой продукт лучшим, что когда-либо производило человечество. Вы можете сколько угодно спорить с аудиторией, убеждая каждого, что им на самом деле необходимо ваше приложение – они просто еще не прочувствовали пользу. Спокойствие! Вы создаете продукт не для себя, а для своей аудитории. Прислушайтесь к ней и не бойтесь менять направление развития – именно тогда вы сможете сделать что-то стоящее.
Сервисы для работы
Чтобы вам было проще работать, мы собрали несколько полезных ресурсов, которые помогут вам на разных этапах разработки.
QuickMVP – проверка бизнес-идеи. Этот сервис позволяет за несколько минут создать лендинг и рекламу в Google, чтобы оценить реакцию реальных клиентов на ваш продукт. Такая проверка позволит быстро и безболезненно отказаться от идеи или, наоборот, воплотить ее в жизнь.
Google Analytics – анализ аудитории и состояния вашей ниши на рынке. Узнайте, кого вы потенциально могли бы заинтересовать и насколько ваша идея актуальна.
Instapage – быстрое создание лендингов. Вспомните историю Airbnb – один лендинг, если его правильно использовать, вполне может стать minimum viable product. Так вы найдете заинтересованную аудиторию и наладите с ней контакт.
Sumo – набор базы клиентов через ввод email у вас на сайте. Если предыдущий этап прошел успешно, вы можете повысить конверсию, наладив личный контакт с пользователями. Настройка простая, а результат – продуктивное общение с аудиторией.
Proto.io – разработка MVP приложения без привлечения программистов. Здесь вы сможете проверить разработку на реальном девайсе и даже поделиться своим творением с публикой, чтобы собрать отклик.
Литература
- Chris Bank, Jerry Cao, Waleed Zuberi. “The Guide To Minimum Viable Product: A Master Collection of Frameworks, Expert Opinions, and Examples”
Авторы описывают, как происходит разработка MVP, на примере успешных кейсов Twitter, Dropbox и Airbnb. Здесь вы найдете полезные советы о том, как балансировать между оптимальными затратами и “выживаемостью” бизнеса.
- Dan Olsen. “The Lean Product Playbook: How to Innovate with Minimum Viable Product and Rapid Customer Feedback”
Книга содержит полное руководство по созданию и развитию MVP продукта. Автор описывает, как определить потребности аудитории, создавать стратегию и правильно тестировать его. Описанная методология сделает процесс работы эффективным и простым.
- Marty Cagan. “Inspired: How To Create Product Customers Love”
Автор описывает жизненный цикл успешного проекта в рамках методологии Agile. В книге содержатся полезные советы по работе с ошибками и конфликтами – это поможет вам сохранить нервные клетки и наслаждаться работой.
- Scott Grossman. “Minimum Viable Product: Master Early Learning and Develop an MVP”
Эта книга будет полезна для менеджеров проектов, которые хотят научиться создавать проекты с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Автор утверждает, что MVP – это меньшие трудозатраты и более умный подход к работе. Результат – успешная разработка MVP!
Заключение
Минимально жизнеспособный продукт является отличной профилактикой ошибок в любой области. Оно поможет вам заинтересовать людей, понять сильные и слабые стороны разработки и повысить вероятность будущего успеха. Мы в Azoft можем разработать продукт для вас, потому что уже не раз помогали компаниям сблизиться с аудиторией и избежать ошибок с его помощью. Напишите нам на info@azoft.com, и мы с радостью сделаем из вашей идеи успешное и качественное техническое решение.
Комментарии