mHealth: что нужно знать перед разработкой мобильного медицинского приложения

IT-копирайтер
Время чтения: 11 минут
mHealth, или мобильное здоровье, — это интеграция мобильных технологий в здравоохранение. Эти технологии налаживают контакт между пациентами и врачами, при этом пациенту не обязательно находиться в медицинском учреждении. mHealth продукты позволяют следить за показателями, составлять расписание лечения, получить консультацию медицинского работника и контролировать течение хронических заболеваний в мобильных приложениях. Согласно опросам Health IT Outcomes, 74% больниц, которые используют мобильные технологии для лечения, работают эффективнее тех, кто этого не делает.
Рынок MedTech стартапов наполнен десятками типов продуктов: это медицинские мобильные приложения для онлайн-консультаций (например, наше приложение для докторов Primu.online), хранения данных о здоровье, контроля показателей, напоминаний, следования здоровому образу жизни и т.д. Эксперты Statista утверждают, что размер рынка в 2020 году составил около $60 миллиардов. Вы можете стать частью этого рынка: справочник врачей, электронная медкарта, база медицинских калькуляторов — в ваших силах создать по-настоящему ценный и востребованный mHealth-продукт. В этой статье мы расскажем вам о важных аспектах этого процесса.
Работа над mHealth приложением
Перед тем как разработать приложение в медицинской сфере, нужно придумать идею и сформулировать цели. После этого вы можете погружаться в разработку, однако и тут не стоит бросаться с места в карьер — необходимо разобраться в деталях этого процесса. Кроме того, даже когда вы будете уверены в подрядчике и платформе, на которой продукт будет работать, перед вами будет стоять выбор: с чего начать — PoC или MVP? Вам повезло: обо всем этом мы рассказываем ниже.
Поиск подрядчика и постановка задачи
На рынке и даже в рамках одной компании может быть значительный разброс цен на разработку новых продуктов. Это зависит от разных факторов:
- каков объем работ;
- есть ли у компании наработки в этой области;
- существует ли коробочное решение, или нужно начинать с нуля;
- насколько сжаты сроки;
- какие технологии используются.
Поэтому важно пообщаться с несколькими разработчиками, разобраться в их способе работы над проектами и выбрать самую подходящую опцию.
Перед началом проекта ИТ-компании предварительно оценивают разработку, основываясь на ваших исходных требованиях. Это как с покупкой смартфона: вам нужен определенный дизайн, объем памяти и разрешение камеры. Правда, со стартапами чуть сложнее: все требования нужно задокументировать и согласовать, чтобы хорошо представить конечный продукт. Если оценка устраивает клиента, то разработчики проводят полную детализацию требований. На этом этапе клиент получает договор с подробным описанием работы и ее результата, а разработчик — точное понимание того, что ему предстоит создать.
Выбор методологии
Для работы над проектами можно использовать методологии Waterfall или Agile. Однако, как правило, разработчики сочетают методологии и работают в рамках гибридной, которая совмещает их преимущества. Waterfall подразумевает последовательную работу над проектом: вы будете приступать к новой стадии разработки только после завершения предыдущей. Преимущество этой методологии в фиксированной стоимости: вы заранее определяете каждую деталь и знаете, на что уходит бюджет. Сложности могут возникнуть в том случае, если придется резко что-то менять — например, при изменении требований или рисков.
Семейство методологий Agile гораздо более адаптивное, и вы можете гораздо больше влиять на работу над проектом прямо в процессе. В гибких методологиях типа Scrum или Lean ключевыми ценностями являются люди, готовность к изменениям и работающий продукт (а не полнота документации). Здесь разработка устроена по-другому: основные фазы разработки циклично повторяются друг за другом. Чтобы узнать подробнее о разных видах методологии, читайте нашу статью.
Определитесь с платформой
Если вы решите создать нативный продукт, то разработчики будут использовать языки, принятые для конкретной платформы: Swift для iOS или Java для Android. Их преимущество в том, что они могут без проблем взаимодействовать с другими сервисами устройства — будь то геолокация, микрофон или медиафайлы.
В другом случае вам понадобится адаптировать продукт к разным платформам. Обычно для разработки кроссплатформенных приложений используется HTML, CSS и JavaScript. Преимущество таких приложений — возможность адаптации к разным типам устройств. Другими словами, вам не придется создавать отдельные продукт для владельцев айфонов и телефонов на Android.
Вот основные особенности этих двух типов приложений:
Нативные медицинские приложения | Кроссплатформенные медицинские приложения | |
Независимость | Отлично работают на разных платформах, но для каждой необходимо разрабатывать отдельный продукт | Одну программу можно использовать на разных платформах, но каждая должна содержать куски кода для отдельных платформ |
Ограничения | Нативное приложение получает доступ ко всем сервисам устройства | Кроссплатформенное приложение ограничено возможностями фреймворка |
Поддержка | Если приложение написано для двух платформ, то для его поддержки требуется в два раза больше работы | С поддержкой кроссплатформенного приложения может справиться один специалист |
Дизайн | Имеет все инструменты для создания привычного пользователю интерфейса | Фреймворки помогают имитировать нативный интерфейс, но достичь оригинального сходства очень сложно |
UX | Стандартный вид приложений и высокая производительность | Приложения могут тормозить, а единый дизайн для разных платформ может отпугнуть пользователей |
Выбирая тип приложения, определите свою аудиторию, необходимые фичи и возможности подрядчиков.
MVP или POC?
Прежде чем запускать полноценный стартап, в нашем случае — медицинское мобильное приложение, нужно протестировать его на жизнеспособность. Проверить идею или создать базовую версию? Давайте разберемся.
Proof of Concept, или доказательство концепции, — это наглядное обоснование того, что ваша идея рабочая. Для этого вам необходим прототип, образец или модель конечного продукта. PoC нужен, чтобы подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу и оценить ее эффективность.
Работа над PoC включает в себя следующие этапы:
Если вы не уверены в состоятельности своей идеи, но хотите с малыми затратами прощупать рынок и изучить свои возможности, PoC поможет вам оценить жизнеспособность модели или прототипа. После этого вы сможете с чистой совестью приступать к полноценной разработке.
Другой способ проверить реакцию публики на приложение — разработка минимально жизнеспособного продукта, или MVP. Эксперты Investopedia утверждают, что 42% провальных стартапов закрываются из-за отсутствия спроса. Они могли бы избежать этого, запустив на рынок базовую версию продукта с минимальным функционалов. Это экономия денег, сил и нервов, даже если MVP не зайдет публике.
Процесс разработки MVP выглядит так:
Если в процессе вы будете уделять внимание пожеланиям пользователей, фокусироваться на главных функциях продукта и избегать чрезмерного перфекционизма, то результат не заставит себя ждать. Больше про MVP читайте в нашей статье.
Медицинское приложение: особенности разработки
Мы любим работать над проектами, которые приносят пользу людям, поэтому с радостью занимаемся разработкой мобильных продуктов для медицины. Однако это не всегда просто. Мы расскажем вам, с какими трудностями вы можете столкнуться в ходе работы над медицинскими приложениями, чтобы вы были во всеоружии перед созданием проекта.
API и интеграции
Современные мобильные приложения становятся все более многофункциональными. В одном и том же приложении пользователи могут общаться друг с другом, слушать музыку, заказывать такси и покупать одежду. Медицинские приложения — не исключение: клиентам нужны удобные и разнообразные функции. Кроме того, мобильная медицина тесно связана с мониторингом показателей пациентов. Подумайте, как медицинское приложение можно интегрировать с носимыми гаджетами, чтобы сделать использование продукта еще эффективнее.
Приватность
Это один из ключевых вопросов, волнующих современных пользователей мобильных приложений. Необходимо, чтобы ваш продукт были не только защищен от кибератак, но и соответствовал всем правилам современного законодательства. Важные документы — Федеральный закон № 323-ФЗ об основах охраны здоровья и Федеральный закон N 152-ФЗ о персональных данных. Помимо этого, вся информация о пациентах должна передаваться только по зашифрованным каналам. Убедитесь, что ваши подрядчики следуют определенным стандартам и следят за последними требованиями шифрования данных.
Интерфейс
Безопасность — это далеко не все: пользователи хотят, чтобы готовое медицинское приложение было удобным. Поработайте над дизайном, чтобы клиентам было понятно и приятно получать телемедицинские услуги. Такой пример, как мобильное приложение, которое мы разработали для платформы Excelicare, имеет широкие возможности кастомизации: если его запускает врач, то вместе с его функциями загружаются брендовые элементы клиники, в которой он работает, а пациенты видят интерфейс для клиентов. Пользователям приложения комфортно общаться независимо от используемого устройства.
Кроссплатформенность
Если вы хотите привлечь большую аудиторию, учитывайте интересы пользователей разных устройств. Если вы сделаете приложение и для iOS, и для Android, то ваши клиенты смогут беспрепятственно его использовать и оставаться верными вам. Например, приложение MobaNode, которое мы разработали для одного из наших клиентов, представляет собой платформу для обратной связи с пользователями. Она включает многоуровневую архитектуру: состоит из нескольких вариантов приложения для разных платформ (Android и iOS) и веб-портала для клиента на PHP. Бэкенд интегрирован с организациями-партнерами клиента. Ценность решения — возможность обмена ценными сведениями о состоянии здоровья пациентов. Платформу можно использовать, чтобы мониторить страховую политику, вести медкарту, создавать профилактические рекомендации и использовать альтернативные подходы к медицине.
Разработка нового мобильного приложения в медицине имеет много серьезных аспектов. Если вы хотите развить вашу идею до полноценного и полезного продукта, мы будем рады использовать свой опыт, чтобы воплотить ваш проект. Оставьте заявку в форме или напишите нам на medtech@azoft.com, будем рады сотрудничеству.
Комментарии