Медицинский стартап. Обзор рынка и этапы разработки

Анна Протопопова

Анна Протопопова

IT-копирайтер

#МедТех

6 Апр 2021

Время чтения: 12 минут

6 Апр 2021

Стартап Allogene Therapeutics, который занимается разработкой клеточной терапии рака, ничего не производит и почти не имеет выручки.  Несмотря на это, в ходе IPO проект привлек $373 млн инвестиций. Причина высокий потенциал и ценность разработок компании. Информационные системы, устройства, приложения, сайты, сервисы все они делают лечение значительно доступнее и эффективнее. Если вы  тоже хотите использовать их, чтобы занять достойное место на рынке медицинских технологий, то эта статья для вас.

Тренды рынка МедТех

По данным Statista, за последние 10 лет выручка медтех продуктов составила больше 150 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться. Рынок растет, однако далеко не все продукты могут похвастаться востребованностью и качеством. Это говорит о том, что у вас есть шансы превзойти конкурентов и набирать обороты вместе с рынком.

рынок медтех

Источник: Statista

Давайте обсудим разработки, которые будут актуальны в ближайшее время и могут быть основой для медтех стартапа.

Носимые гаджеты

Автоматическое отслеживание медицинских показателей освободит персонал больниц от необходимости регулярно делать это вручную. Врачи будут получать информацию о пациентах удаленно и при необходимости смогут быстро принять меры. Гаджеты и мобильные приложения полезны тем, кому нужно регулярно контролировать здоровье и отправлять информацию врачу. Находясь у себя дома или на прогулке, пациент может даже не понять, что его медицинские показатели ухудшаются. Благодаря системам трекинга родственники или врачи смогут отслеживать состояние пациентов и оказывать необходимую помощь.

Интересный пример носимого гаджета – KardiaMobile, устройство для ЭКГ. Продукт прикрепляется к смартфонам и отслеживает сердечную активность с помощью датчиков на груди и пальцах. Гаджет используют и пациенты, и врачи, чтобы в любых условиях контролировать состояние сердца.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять лет рынок носимых гаджетов в медицине вырастет в два с половиной раза:

рынок носимых гаджетов

Источник: Markets and Markets

Телемедицинские приложения

Телемедицина позволяет удаленно проводить консультации в большинстве областей медицины: от педиатрии до психологии. В частности, это важно для тех, кто не обладает достаточной мобильностью и с трудом может добраться до врачей. Телемедицинские приложения полезны не только тем, что соединяют пациентов и врачей. Их функционал включает расписание, карточки пациентов, рекомендации и другие полезные возможности.

ИИ для анализа медицинских показателей

Искусственный интеллект позволяет делать немыслимое, улавливая мельчайшие детали на рентгеновских снимках, результатах узи и даже в звуках кашля. Благодаря этому диагностика становится эффективнее: болезни выявляются на ранних стадиях, поэтому вероятность положительного исхода значительно повышается. Вы можете подробнее прочитать об использовании приложений с искусственным интеллектом в медицине в нашей статье.

Интернет вещей (IoT)

В медицине IoT может быть спасительным и применяться для важных задач, например, дезинфекции помещений или контроля пациентов. Компания EarlySense разработала платформу, которая использует датчики для мониторинга сердцебиения, частоты дыхания и других показателей. Медперсонал сразу реагирует на ухудшения, что повышает вероятность благоприятного исхода таких ситуаций. Разработка может применяться в областях кардиологии или интенсивной терапии, где от скорости действий зависят жизни.

Этапы разработки стартапа

При создании медицинского стартапа речь идет о здоровье людей, поэтому важно не только придумать хорошую бизнес-идею и запустить грамотную рекламу, но и изучить законодательство. Давайте рассмотрим главные шаги в работе над вашим медтех стартапом. 

как окрыть медтех стартап

1. Выбор идеи

  • Присмотритесь к существующим проектам

Даже если кто-то уже реализовал удачные идеи, не факт, что они сделали это правильно. Изучите предложения на медтех рынке с точки зрения пользователя и подумайте, чего вам не хватает в том или ином продукте. А потом сделайте лучше, чем они. Это ваш шанс перенять чужой опыт и избежать ошибок начинающего основателя стартапа.

как найти идею для стартапа

  • Исследуйте западный рынок

Узнайте, какие успешные проекты уже представлены на западе, но еще не обрели свое место на медтех рынке России. Постарайтесь получить как можно больше информации об их принципах работы, аудитории и прибыли, чтобы перенять полезный опыт. Эти данные вы можете найти на таких порталах как startup.info, crunchbase, TechCrunch. Заходите на сайты интересных проектов и изучайте их предложения. Если речь идет о мобильном приложении, то поищите его в App Store или Google Play: там вы сможете узнать больше об аудитории и попробовать продукт в действии. Нашли несколько идей – переходите к изучению их актуальности. 

  • Узнайте о потребностях аудитории

Исследуйте рынок – для этого у вас есть безграничные возможности интернета. Спросите у людей, чего им не хватает: электронного семейного доктора, напоминалки о таблетках, медицинской карточки в телефоне… Есть разные способы прощупать рынок: фокус-группы, онлайн-опросы в тематических группах в соцсетях, лендинги с предзаказом, офлайн-опросы в медицинских учреждениях, данные информационных агентств. Совместите несколько способов, чтобы получить полную и достоверную информацию.

  • Изучите прогнозы

Крупные порталы типа Statista регулярно публикуют информацию о тенденциях будущего. Они быстро реагируют на изменения окружающего мира и анализируют то, что происходило в прошлом. Это делает информацию в таких источниках надежной и полезной. Существуют также агентства, которые специализируются именно на изучении рынка медтеха: например, MedTech Europe или medtech.org.

2. Тестирование продукта

Чтобы понять, как продукт будет работать, нужно создать MVP – минимально жизнеспособный продукт, или базовую версию будущего полноценного стартапа. Пользователи смогут использовать его основные функции и поймут, нужна ли им полноценная версия. Разработать такой продукт значительно дешевле, чем сразу предлагать аудитории готовый вариант медицинского стартапа. Кроме того, он позволит вам набрать аудиторию и нащупать слабые места. Интересный кейс – проект Verbo. Это приложение для восстановления речи после инсульта, травм и других заболеваний. Изначально создатели хотели сразу решить широкий круг задач, но в итоге сузили фокус. Они разработали упражнения для поддержания речи, нейронных связей, когнитивных способностей, памяти и письма. Результат – успешный запуск и приз на конкурсе стартапов от бизнес-ангелов Angels Band.

Поскольку ваш стартап медицинский, нужна доказательная база: это отзывы тех, кто уже использовал продукт, официальные сертификаты и медицинские документы, отражающие медицинскую ценность и грамотность вашей идеи. Так вы докажете надежность и нужность проекта. Для этого может потребоваться консультация медицинских специалистов, которые помогут разобраться в деталях. Сделайте стартап жизнеспособным, чтобы ЦА могла дать фидбэк и направление развития.

3. Общение с инвесторами

Заинтересовать инвесторов будет куда проще с готовым и проверенным MVP. Один из простых вариантов контакта – социальные сети. Вам нужны руководители крупных компаний, которым было бы интересно вложиться в ваш проект. Поищите информацию о том, какие организации уже вкладывались в медтех: например, Яндекс, Сбер или Сколково. Вы также можете заинтересовать инвестиционные клубы типа AngelsDeck, United Investors или SmartHub. Эти порталы работают как агрегаторы инвесторов и стартапов, поэтому там у вас будет больше возможностей найти инвестиции. Другие источники инвестиций – гранты, венчурные фонды, бизнес-ангелы, краудфандинг и акселераторы.

Инвесторы найдены – осталось заинтересовать их своим проектом. Делов-то! Для этого вам понадобится убедительная инвестиционная презентация. Один из шаблонов такой презентации был предложен сооснователем PayPal Питером Тилем. Она состоит из следующих пунктов:

  • проблема;
  • решение;
  • размер рынка;
  • продукт;
  • успех;
  • команда;
  • конкуренция;
  • финансовые показатели;
  • сумма, которую вы хотите получить.

Четкая структура, полная информация и понятный план развития помогут вам убедить инвесторов в потенциале вашего проекта.

4. Выбор подрядчиков на аутсорсе

Для работы над медицинскими технологиями нужен тот, кто в этих технологиях разбирается. Вот несколько важных факторов, на которые вам нужно обратить внимание при выборе аутсорс-специалистов:

  • Отзывы. При выборе программистов они так же важны, как и при выборе ресторана, джинсов или машины. Хорошо, если компания присутствует в рейтингах – это говорит о ее активном участии на рынке и качестве работы.
  • Портфолио. Узнайте, есть ли у компании проекты, похожие на ваш. Это значит, что вам будет проще найти общий язык, а работа, основанная на предыдущих наработках, пойдет быстрее.
  • Технологический стек. Будет здорово, если ваш потенциальный подрядчик постоянно изучает новое и знает об актуальных цифровых технологиях. Хорошим признаком будет, если он подробно объяснит вам, какие языки и фреймворки стоит использовать в вашем проекте.
  • Цена. Сравните цены на рынке, подумайте, сколько готовы вложить в разработку, и принимайте решение исходя из этого.
  • Условия пост-релизной поддержки. Скорее всего, вам потребуется дополнить или исправить готовый продукт после запуска. Обсудите с разработчиком, как долго и за какую цену он сможет это сделать.

5. Что дальше?

  • Маркетинг. После работы над MVP, привлечения инвестиций и запуска стартапа вы наберете и изучите конкретную ЦА. Чем лучше вы ее знаете, тем успешнее сможете донести ценность решения именно тем, кому будет полезен ваш продукт. Используйте бесплатные источники трафика, например, интернет-издания типа vc.ru или Хабр. Пишите статьи, близкие к области вашей деятельности, общаясь с аудиторией с экспертной точки зрения. Расскажите все, что знаете! Так вы докажете профессионализм и надежность.
  • Продажи. Зная ЦА, вы узнаете их манеру общения, потребности и платежеспособность. Есть много моделей продаж: прямые продажи, подписка на контент или услуги, онлайн-продажи, доход от рекламы, партнерский маркетинг и т.д. Выберите подходящий способ, чтобы он не только приносил прибыль вам, но и удовлетворял большинство ваших клиентов.
  • Развитие. Даже если вы придумали замечательную идею, вы не сможете существовать вечно, продавая только ее. Продолжайте изучать аудиторию и рынок и устраивайте регулярные брейншторминги. Расширяйте функционал продукта, меняйте модель продаж, разрабатывайте новый дизайн. Ваши клиенты увидят, что вы не стоите на месте, и будут охотнее контактировать с вами.

Особенности запуска МедТех стартапа в РФ

Медтех стартапы – не самое распространенное явление для России. Найти поддержку единомышленников сложно, поэтому приходится прощупывать рынок самостоятельно. Для неопытных стартаперов это может быть серьезной преградой, поскольку медтех – область, которая требует опыта. Но не все так страшно!

Пандемия повысила спрос на медтех-продукты. Люди все еще больше доверяют врачам, чем роботам, однако многие уже убедились в преимуществе носимых гаджетов и онлайн-консультаций. Следовательно, менталитет меняется, и в будущем даже самые футуристичные продукты смогут найти своих пользователей.

Российское законодательство не совсем готово к полноценному развитию рынка медицинских технологий, однако и здесь заметны улучшения. Например, недавно врачи получили возможность выписывать электронные рецепты после постановки диагноза на первом очном приеме. В любом случае перед созданием медтех стартапа нужно изучить законы и сопоставить их со своими идеями и возможностями. В целом, прогноз российского медтех-рынка положительный – люди привыкают к машинам и видят пользу от их применения. По данным EvaluateMedTech, глобальные затраты на R&D будут ежегодно расти на 4.5% и достигнут $39 млрд к 2024. Спрос на продукты медицинских стартапов будет расти, поэтому нужно вовремя занять свою нишу.

Рынок медицинских технологий является одним из самых перспективных и быстрорастущих. Кроме того, сейчас существует огромное количество нерешенных задач, с которыми можно справиться с помощью медтеха. Напишите нам на medtech@azoft.com и расскажите о своей идее. Мы будем рады помочь вам создать полезный и востребованный медтех-продукт.

Комментарии

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии