Популярные ошибки в UX дизайне мобильного приложения

Яна Морозова

Яна Морозова

IT копирайтер

#Дизайн и аналитика

8 Июн 2021

Время чтения: 11 минут

8 Июн 2021

При разработке мобильного приложения его авторы часто стремятся добавить в свой продукт всё и сразу, стараясь угодить целевой аудитории. В результате получается наоборот – перегруженный интерфейс “топит” приложение ещё до его выпуска в сторе. Чтобы не прогореть на старте, отнеситесь серьёзно к разработке UX дизайна своего продукта.  

Что такое UX дизайн? Дословно, UX (user experience) — это опыт, который получает пользователь при взаимодействии с приложением. UX дизайн отвечает за интуитивность, навигацию и легкость работы с интерфейсом. 

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённые ошибки в UX дизайне мобильных приложений. Дадим советы, как их избежать и представить пользователю действительно удобный продукт.

Ошибки встречаются на разных этапах разработки приложения:

  • Планирование приложения  —  когда есть идея продукта и необходимо продумать её воплощение.
  • Создание приложения  —  когда разработчики приступают к построению UX-архитектуры.
  • Оптимизация приложения  —  когда находящееся в использовании мобильное решение требует внести изменения в UX дизайн.

Этап планирования приложения

На этапе планирования есть риск допустить несколько промахов, которые могут негативно сказаться на UX дизайне.

Ошибки в UX дизайне на этапе планирования

У приложения нет цели и действия пользователей не очевидны

Приложение обречено, когда ни у разработчиков, ни у конечных пользователей нет точного представления о его назначении. Интерфейс такого приложения содержит или много, или мало функций, запутывая пользователя.

Команда разработки должна понимать, для чего создаётся приложение и какие целевые действия пользователей приведут к конечному результату. Например, приложение для редактирования фотографий подразумевает загрузку фотографий и использование различных инструментов для ретуши. К сожалению, часто сценарии взаимодействия с приложением не очевидны для пользователей.

Решение

  • Определите задачи, которые должно решать приложение  —  от этого зависит функционал и логика работы с приложением.
  • Убедитесь, что пользователю не придется совершать много шагов и к целевому действию его приведёт продуманная навигация. 
  • Подготовьте прототип. Так вы сможете визуализировать поведение пользователя внутри приложения.

Не исследована целевая аудитория

Без исследования целевой аудитории невозможно понять, как должно выглядеть приложение, на какие элементы следует обратить внимание при создании UX-архитектуры. Определение целевой аудитории поможет сформулировать, что обязательно следует включить в приложение, а чего там не должно быть ни в коем случае.

Решение

  • Изучите потенциальных пользователей и убедитесь, что приложение отвечает их потребностям. Приложению, рассчитанному на пожилых людей, пойдут на пользу спокойные контрастные тона и крупные надписи.
  • Обращайте внимание и на простоту восприятия. Дизайн детского приложения должен быть максимально понятным, но в то же время использовать яркие цвета и знакомых анимационных персонажей.

Не изучены приложения-конкуренты

Хотя создатели приложений зачастую верят в уникальность своего решения, это не значит, что можно забыть о приложениях-конкурентах. Пренебрегая конкурентами, вы можете допустить те же ошибки в UX проектировании, через которые они уже прошли.

Решение

  • Составьте список приложений-конкурентов и проанализируйте, соответствуют ли они потребностям пользователей, функциональности, UI/UX дизайна, способов продвижения. 
  • Попробуйте найти отзывы о похожих приложениях  —  это поможет перенять удачный опыт и избежать ошибок.

Этап создания приложения

Предположим, целевая аудитория изучена, задачи приложения определены и можно переходить к его реализации. Но и здесь разработчиков поджидают ловушки, которые могут сказаться на эффективности решения.

Ошибки в UX дизайне на этапе разработки

Подражание веб-дизайну

Разработка UX интерфейса мобильного приложения по аналогии с проектированием веб-сайта приведёт к отказу пользователей от приложения. Дело в том, что взаимодействие пользователя с мобильным устройством происходит иначе, чем с настольным. Создавая дизайн мобильного приложения, стоит обратить внимание на следующие особенности:

  • Экран мобильного устройства меньше, чем у монитора, а значит меньше и поле для интерфейса приложения;
  • На смартфоне пользователь работает с помощью прикосновений. Их точность меньше, чем клик мышью, поэтому мелкие иконки сложно нажимать пальцем.
  • На мобильных устройствах неудобная для продолжительного ввода текста клавиатура. Многочисленные формы для ввода текста отпугнут пользователя.

Решение

  • Проследите, чтобы приложение правильно реагировало на движения пальцев. Динамика здесь отличается от клика мыши. 
  • Удобно расположите цели нажатия, “тап таргеты”. Лучше всего разместить их на расстоянии вытянутого пальца руки. 
  • Создайте удобные формы для заполнения и сократите их количество до минимума.
  • Добавьте в приложение виртуальную клавиатуру. Упростите набор цифр и календарных дат. Обеспечьте кнопки для набора e-mail с необходимыми специальными символами. 

Перегруженный интерфейс

Не стоит перегружать интерфейс приложения функционалом — оставьте лишь необходимое. 

Решение

Помните о принципе KISS  —  “keep it short and simple”:

  • Выделите приоритетные функции и внедряйте их в первую очередь;
  • Вычеркните из UX архитектуры мобильного приложения дополнительные разделы и переходы.

Избыток дизайна

Креативный подход к дизайну мобильного приложения  —  дело хорошее. Важно не переусердствовать. Пользователь легко запутается в обилии шрифтов и иллюстраций, так и не выполнив задачу, с которой обратился к вашему продукту.

Решение

На пользу UX дизайну мобильных приложений пойдут следующие советы:

  • Акцентируйте внимание пользователя только на основной информации. 
  • Используйте в мобильном приложении один шрифт (при необходимости, меняйте его характеристики: размер и формат).
  • Разделите информацию на логичные блоки с подзаголовками. Блоки отделяйте друг от друга свободным пространством. Линии уплотняют и перенасыщают дизайн интерфейса.
  • Разумно используйте анимационные эффекты. Не запутывайте пользователя, используйте только интуитивно понятные символы.
  • Применяйте простые цветовые схемы, не злоупотребляйте градиентами и тенями  —  это позволит яснее выразить идею бренда и улучшить навигацию в мобильном приложении.
  • Откажитесь от автоматически загружающихся видео. Пользователей раздражают функции, запускающиеся вне их желания.

Отказ от тестирования приложения

Порой создатели мобильных приложений чересчур уверены в своём продукте. Разработчики, долгое время работавшие над продуктом, так убеждены в продуманности дизайна интерфейса приложени, что попросту забывают о тестировании.

Эта коварная ловушка способна навлечь на приложение большой негатив со стороны пользователей. И наоборот, тестирование поможет своевременно получить обратную связь, отработать все сценарии поведения в приложении, проверить схемы взаимодействия.

Решение

Само собой разумеется, что приложение должно быть протестировано на возможные баги в коде. Однако следует уделить время и проверке основ UI/UX дизайна.

Что касается проектирования UX, то дизайн приложений можно тестировать, как до официального релиза, так и “в бою”, когда продукт уже доступен пользователям. Есть два популярных способа тестировать мобильное приложение до релиза:

  • Коридорное тестирование с одним из сценариев действий — подходит на этапе прототипа. Можно обратиться к случайным людям, коллегам, друзьям и попросить их описать, как они будут выполнять то или иное действие с приложением. В результате быстро получить от них обратную связь по конкретному сценарию использования приложения, например, регистрации.
  • Фокус-тесты с различными сценариями действий пользователя. Здесь вы можете провести полноценное юзабилити тестирование приложения: готовите несколько сценариев использования, предоставляете участнику тестирования смартфон с установленным приложением и записываете видео всех его действий по вашим сценариям. Такой способ помогает протестировать несколько сценариев использования, изучить их детально и внести изменения в UX дизайн, там где это необходимо.

После релиза можно собирать показатели о поведении пользователей в приложении с помощью автоматизированных инструментов. Среди наиболее известных можно выделить Appsee, Flurry, Mixpanel или Google Analytics. Выбор за вами.

Этап оптимизации приложения

Когда мобильное приложение прошло проверку временем и пользователями, и вы получили фидбэк по его первой версии, можно переходить к оптимизации отдельных функций UX-дизайна. Это позволит вам “отшлифовать” то, что вы не доработали на старте в угоду ключевому функционалу.

Ошибки в UX дизайне на этапе оптимизации приложения

Непродуманный онбоардинг

Онбоардинг  —  это некая “обзорная экскурсия”, инструктаж по использованию мобильного приложения. Задача онбоардинга  —  объяснить пользователю, в чём смысл приложения, и по шагам познакомить с функционалом.

Здесь проектировщики бросаются в крайности. Одни пренебрегают этим инструментом дизайна приложений, а другие добавляют слишком подробные и навязчивые подсказки, раздражающие пользователей.

Решение

Выбирайте золотую середину. 

  • Добавьте обязательный онбоардинг во время первого запуска  —  короткий гид по приложению, последовательность из нескольких экранов с основными функциями приложения.
  • В дальнейшем предоставьте пользователю возможность самому обращаться к “шпаргалке”. Используйте встроенные подсказки, направляя пользователя и деликатно подталкивая его к действиям. Подсказки должны быть ненавязчивы, но, в то же время, легко заметны.

Многоступенчатая и неудобная регистрация

Регистрация необходима далеко не в каждом приложении. Если для вашего приложения она не является обязательной, лучше от неё отказаться. Если же функционал приложения напрямую связан с личными данными пользователей, в том числе платёжными, вам следует предусмотреть форму для регистрации.

Здесь авторов приложений поджидает ещё одна ловушка  —  стремление собрать как можно больше информации приводит к многоступенчатой и сложной регистрации.

Сложная регистрационная форма, непонятные поля, много ручной работы и монотонное введение данных… Всё это весьма скучно и утомительно. А если прибавить к этому риск потери несохранённых данных, то процент отказа от приложения возрастёт.

Есть ли выход из этой ситуации? Как собрать данные о пользователях и не потерять при этом солидную часть аудитории?

Решение

  • Откажитесь от ненужных полей. Разбейте регистрационную форму на несколько блоков. Предусмотрите подсказки при заполнении формы (например, цифры в телефонном номере). 
  • Сведите к минимуму ручной труд. Включите в дизайн приложений визуальные календари, учитывая возраст целевой аудитории. Например, если приложение ориентировано на молодых людей, поставьте автоматом 1990 год. Тогда пользователям не придется долго добираться до своей даты рождения.
  • Обязательно обеспечьте сохранение заполненных регистрационных полей. Если из-за ошибки из них пропадет текст, скорее всего, пользователь не захочет использовать приложение.

 

Продуманный UX дизайн важен для вовлечения пользователей в мобильное приложение  —  и все благодаря простому и интуитивно понятному интерфейсу, удобному функционалу и тем позитивным эмоциям, которые он дарит. Надеемся, наши советы помогут вам минимизировать ошибки и оптимизировать UX дизайн так, чтобы привлечь как можно больше верных и постоянных пользователей приложения. А если вы затрудняетесь с UX-дизайном вашего приложения, обратитесь к нам и мы с удовольствием вам поможем.

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии