Бизнес-аналитики в IT: зачем, почему, как

Дарья Казовская

Дарья Казовская

IT-копирайтер

#Инсайты

#Мобильная разработка

#Управление проектами

22 Сен 2015

Время чтения: 5 минут

22 Сен 2015

Кто должен отвечать за бизнес-анализ в IT-проектах? И должен ли? С подобными вопросами порой сталкиваются руководители компаний, приступая к разработке нового программного продукта.

Многие считают, что для автоматизации бизнес-процессов или, скажем, создания сайта, стоит лишь найти программистов и объяснить им, что требуется. Как правило, такое мнение распространено среди руководителей малого и среднего бизнеса, в активе которых нет IT-отдела.

Для компаний, занятых разработкой собственного ПО, или имеющих IT-отдел, ответ на поставленный вопрос более очевиден – они работают с бизнес-аналитиками. В основном это свойственно крупным корпорациям, которые четко осознают все плюсы участия бизнес-аналитика в IT-проекте.

Участие бизнес-аналитика – залог успешного проекта

Значит ли это, что для успешной реализации IT-проекта вам срочно нужно нанимать бизнес-аналитика? – Нет, это не совсем верно. Если бы всё решалось так просто, услуги бизнес-аналитиков в аутсорс компаниях не были бы востребованы. Но они востребованы и очень актуальны по разным причинам:

1. Для небольших компаний, не связанных с миром IT, внешний бизнес-аналитик – это в первую очередь минимизация рисков. Отсутствие аналитика на проекте может повлечь за собой многократные правки проекта из-за недопонимания между заказчиком и командой разработчиков. Отсюда – нарушение сроков, «раздутый» бюджет проекта и не всегда удовлетворительный результат. Участие бизнес-аналитика еще на старте проектных работ гарантирует, что разрабатываемый продукт будет отвечать требованиям заказчика и соответствовать ожиданиям пользователей.

2. Для крупных софтверных компаний внешние бизнес-аналитики – экономия времени и человеческих ресурсов. Компании-разработчики ПО часто запускают разовые проекты на базе непрофильных для них платформ. Также время от времени им требуется выполнение определенных работ в рамках крупных проектов, как новых, так и существующих. В таких случаях не всегда есть возможность отвлечь имеющиеся рабочие ресурсы. Более того, нет смысла дополнительно нанимать бизнес-аналитика в штат, потому что после окончания проекта его необходимо обеспечивать загрузкой.

В теории миссия бизнес-аналитика сводится к анализу проблем и работе с требованиями бизнеса к программному продукту. На практике специалист по аналитике стремится понять, чего хочет бизнес, как должен выглядеть итоговый продукт, как он должен работать, и каким способом донести эту информацию разработчикам. Такой внимательный подход к разработке даёт предсказуемый и эффективный результат. Современные компании осознают это и на пороге запуска IT-проектов включают в команду проекта бизнес-аналитиков.

В этот момент и возникает необходимость выбора – задействовать штатного аналитика или работать с аналитиком в аутсорс IT-компании. Как показывает практика, вторые легко могут заменить первых. Рассмотрим почему.

Чем хороши бизнес-аналитики в аутсорс-компаниях?

Бизнес-аналитики в IT: зачем, почему, как

Аналитик в аутсорс компании работает на передовой и должен свободно владеть двумя языками – «языком клиента» и «языком разработчика». По сути, являясь проводником представителей бизнеса в мир разработчиков, он выполняет целый ряд задач:

    • Согласовывает рамки проекта в условиях определенного бюджета.
      Первым делом аналитик соотносит ожидания клиента с реальными возможностями и тем самым ограничивает рамки выполнения проекта. Затем он предоставляет клиенту проектный план с ограничениями по времени и бюджету.

 

    • Выявляет и фиксирует требования к программному решению.
      Для успеха всего проекта важно выслушать пожелания клиента, выявить реальные потребности, определить и задокументировать требования к будущему программному продукту.

 

    • Проектирует пользовательский интерфейс и осуществляет прототипирование экранов.
      Представлять клиенту общий вид пользовательского интерфейса, разрабатывая прототипы и макеты экранов.

 

    • Транслирует основные моменты всем заинтересованным сторонам.
      Бизнес-аналитик в проекте выступает посредником между бизнесом и разработчиками. Он должен уметь объяснить детали проекта и тем, и другим: выслушав требования клиента, донести их до разработчиков; на всех этапах проекта переадресовать вопросы и уточнения от разработчиков бизнесу на понятном для клиента языке.

 

    • Управляет изменениями требований.
      Порой возникает необходимость внести изменения проект. Инициатива может исходить, как от клиента, так и от команды разработки. Задача бизнес-аналитика доказать, что решение нуждается в дополнительных компонентах и доработках для соответствия требованиям. Однако представители бизнеса должны помнить, что любые перемены влекут за собой увеличение расходов и времени исполнения проекта.

 

  • Представляет интересы руководителей бизнеса.
    Бизнес-аналитик выполняет роль коммуникационного мостика между бизнесом и командой разработки. Его наиболее важная обязанность – выступать от имени представителей бизнеса и защищать их интересы в проекте.

Аналитик аналитику – рознь

Бизнес-аналитики в аутсорс компаниях являются высокообразованными IT-специалистами, всесторонне развитыми и компетентными в ряде предметных областей. Конечно, внутрикорпоративный специалист глубже погружен в специфику бизнеса, что для некоторых проектов является существенным преимуществом. Тем не менее, для успешной реализации большинства программных решений определяющим будет не только и не столько знание индустрии, а совсем другие профессиональные навыки.

При создании специализированного программного продукта ключевыми достоинствами аналитика становятся накопленный в различных проектах опыт, хорошая осведомленность в новейших системах автоматизации бизнес-процессов и знание технических моментов процесса разработки. По этим причинам требования к квалификации бизнес-аналитиков в аутсорс компаниях очень высоки. Внешние аналитики должны постоянно держать себя в тонусе – регулярно проходить аттестацию и посещать мероприятия для повышения квалификации.

В частности, к обязательным навыкам высококвалифицированного аналитика относятся:

  • Наличие профильного образования по специальностям, связанным с софтверной разработкой или автоматизированными системами управления.
  • Навыки работы с соответствующим программным обеспечением.
  • Техническая подготовленность: знание характеристик программного продукта.
  • Опыт сбора, анализа и документирования требований к программному продукту.
  • Гибкий подход к каждой предметной области.
  • Навыки прототипирования экранов и проектирования пользовательских интерфейсов.
  • Знание нотаций моделирования.
  • Владение инструментами моделирования.
  • Понимание основ менеджмента, бухгалтерского и управленческого учёта.
  • Коммуникабельность.
  • Системное мышление.

Одним словом, бизнес-анализ не так просто устроен, как кажется на первый взгляд. На самом деле работа бизнес-аналитика накладывает на него очень высокую степень ответственности. Профессиональные качества такого специалиста должны носить прикладной характер, обеспечивать его многофункциональность и взвешенный подход к любому проекту. При выполнении всех озвученных условий можете быть уверены, что аналитик в аутсорс компании добьется для вас достойного результата.

Почувствуйте разницу

Выбирая между использованием штатного бизнес-аналитика и привлечением аналитика из аутсорс компании для вашего IT­-проекта, еще раз перепроверьте себя по пунктам. В пользу работы с внешним аналитиком говорят несколько доводов:

1. Деятельность вашей компании не связана с IT. Проектный бюджет ограничен. Требуется минимизация издержек.

2. Вы – крупная софтверная компания. Запускается разовый проект, либо необходимо проделать определенную часть работ в ограниченные сроки. Нерентабельно отвлекать на это имеющиеся рабочие ресурсы.

3. На старте проекта возникло недопонимание между вами и командой разработчиков.

4. Масштаб и характер предстоящих задач требуют высококвалифицированного подхода и взгляда со стороны.

Нанимая постоянного бизнес-аналитика, вы выигрываете только в том, что штатный сотрудник будет более глубоко осведомлен о сфере деятельности и внутренних процессах компании. Внешний аналитик, в свою очередь, сможет полностью заменить штатного специалиста благодаря своему богатому опыту, высокой квалификации и знанию нескольких предметных областей. При этом всё, что вам необходимо – выбрать достойную аутсорс IT-компанию. Задавшись такой целью, изучите портфолио исполнителей, отзывы клиентов и реализованные проекты с вовлеченными бизнес-аналитиками. Оценка всех “за” и “против” поможет вам принять единственно верное решение.

Комментарии

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии