Как и зачем используется гибридная методология разработки

IT-копирайтер
Время чтения: 5 минут
Представьте, вы нашли отличную команду разработчиков для своего нового проекта и тут проджект менеджер спрашивает: «Какую методологию предпочитаете для работы — Agile или Waterfall?«. Всё так хорошо начиналось, а теперь вы в тупике. Какой подход лучше подойдет вашему проекту? Вроде бы, с каскадом всё будет по этапам, без отступлений от плана. Но зато Agile позволит вносить новые изменения в процессе работы. Не паникуйте. Выход есть: подружите оба подхода и возьмите лучшее от каждого из них. Рассказываем, как и зачем использовать гибридную методологию на примере разработки портала “Спасибо от Сбербанка. Путешествия”.
Когда стоит выбирать гибридный подход и почему?
Хотя в большей степени на слуху методологии Waterfall и Agile, гибридный подход тоже популярен. Project Management Institute выяснили, что “гибрид” в 2018 году использовали для 23% проектов в IT, телекоме, энергетике, здравоохранении, строительстве, а также государственных отраслях.

Источник: PMI’s Pulse of Profession 2018
Суть “гибрида” — для каждого этапа разработки ПО выбирать более подходящий подход с учётом текущих условий вместо того, чтобы фокусироваться на одном на протяжении всего проекта. Например, этапы планирования и определения требований могут соответствовать Waterfall, а этапы проектирования, разработки, тестирования — Agile.
Такой подход к ведению проекта подходит сложным крупным проектам, где:
- необходимы частые релизы нового функционала,
- требования не прозрачны и могут изменяться,
- сроки чётко зафиксированы,
- заказчик хочет принимать минимальное участие в проекте.
Как справиться с этими сложностями и смешать Waterfall с Agile, чтобы получилось качественно и в срок? Рассказываем!
Как мы применили гибридный подход на проекте в 10 000 человеко-часов
Когда к нам обратились из “Спасибо от Сбербанка”, чтобы разработать веб-портал для их новой услуги, связанной с путешествиями, мы сразу поняли, что проект будет масштабным, сложным и потребует нестандартного решения по организации процессов, чтобы запустить портал вовремя.
Действовать требовалось быстро: когда планировали работы, по всем федеральным телеканалам крутили рекламу портала “Спасибо от Сбербанка.Путешествия”, и клиент поставил нам условия:
- Принять обобщённые проектные требования: спецификация с описанием требований уместилась на лист А4.
- Учитывать дату запуска портала: клиент выбрал срок релиза.
- Уложиться в согласованный бюджет: озвучили ожидания по стоимости проекта.
- Соблюдать инфраструктурные и организационные ограничения: обеспечить полный цикл запуска продукта и поддержку ФЗ-152 “О персональных данных”.
Но это ещё не всё. Важно было принять во внимание и трудности:
- На стороне клиента не было продакт оунера и технического специалиста.
- Отсутствовало описание актуального API на стороне компаний-партнеров новой услуги “Спасибо от Сбербанка.Путешествия”.
- Не могли генерировать тестовые данные, поскольку интегрировали портал со сторонними системами.
- Не было понимания прогнозируемой нагрузки на момент запуска.
С учётом непростых входных данных мы пришли к тому, что целесообразнее использовать гибридный подход, и разделили работу на два фронта:
1. Взаимодействие с клиентом
Здесь использовали каскадный подход: сформировали и согласовали MVP приложения, выделили команду из пяти человек — менеджера проекта, аналитика, фронтенд и бэкенд разработчиков, тестировщика — чтобы они смогли сконцентрироваться только на этом проекте. Согласовали сроки показа MVP.
2. Работа команды
Процессы внутри команды старались выстраивать по гибкому подходу — с бэклогом задач и недельными спринтами. Ответственный по продукту со стороны клиента был слабо вовлечён, но мы понимали, что для качественного результата на крупном проекте важно регулярно приоритизировать и контролировать задачи. Тогда мы выделили на эту роль проджект-менеджера. Каждую неделю смотрели и корректировали наши планы в зависимости от того, успеваем ли мы выполнить основной пул задач. Фокусировались на том, чтобы улучшить юзабилити.

Как можно организовать процессы с помощью “гибрида”
Такой режим работы позволил нам выпустить проект в срок. Клиент остался довольным результатом, и для нас появился новый фронт работ — сопровождение. Этот этап тоже был непростым: заказчик планировал функциональное развитие продукта, подключить новых партнеров к площадке и ожидал такой же эффективной работы. При этом объём запланированных клиентом задач рос каждый день.
Чтобы справиться с нагрузкой, мы при помощи гибридного подхода подстроились под изменившиеся условия:
- подобрали команду, готовую к заданному темпу,
- оптимизировали процессы: минимизировали внутреннюю отчётность, чтобы ускорить разработку,
- договорились с клиентом, что работу согласовываем не в разрезе больших функциональных блоков, а отдельных задач — это позволило более предсказуемо выстраивать процесс.
Успех проекта во многом зависел от того, как мы выстроили коммуникации и адаптировали процессы с учётом всех условий, ограничений и рисков. У нас это получилось — онлайн-портал “Спасибо от Сбербанка. Путешествия” успешно функционирует и помогает пользователям покупать лучшие авиабилеты на любые направления.

Поддержку портала оказываем до сих пор: на сегодняшний день на весь проект потратили более 10 000 человеко-часов!
Как и зачем вам применять гибридный подход на проекте
Методология не волшебная палочка. Но понимать принципы и брать из разных подходов лучшее можно и нужно. Гибридный хорош тем, что он позволяет:
- планировать и определять требования по Waterfall, а проектировать, разрабатывать и внедрять по Agile
- более предсказуемо организовывать работу
- корректировать процессы под меняющиеся условия: эволюционировать вместе с продуктом
С “гибридом” вы можете создать собственный рецепт успеха, который больше всего соответствует условиям и требованиям вашего проекта. Для этого советуем:
1. Определить особенности проекта:
- охват
- сложность
- рамки и ограничения: фиксированные или меняющиеся
- дедлайн: строгий или можно при необходимости подвинуть
- бюджет: гибкий или фиксированный
- наличие продакт оунера
2. Привлечь к проекту команду с сильными хард и софт скиллами.
Помимо профессиональных навыков и экспертизы, на результат проекта влияют коммуникабельность, заинтересованность в успехе проекта, умение принимать решения и решать проблемы.
3. Корректировать процессы по ходу проекта.
Важно отслеживать и регулярно анализировать ход проекта. Установите контрольные точки, чтобы оценить эффективность нового процесса. Отслеживайте — что идёт хорошо, а где требуется внести изменения.
Когда выбираете методологию для управления проектом, не опирайтесь только на то, как вам комфортно работать. Убедитесь в наличии необходимых скиллов у команды, трезво оцените вашу собственную вовлечённость и поставленные цели. Мы в Azoft опытным путём пришли к промежуточному варианту — гибридному подходу, который сочетает преимущества Waterfall и Agile: наличие фаз, итеративность, выделенная роль руководителя проекта, которая может совмещать в себе и функцию продакт оунера. Надеемся, что наш опыт и рекомендации помогут принять вам верное решение!
Комментарии