Как и зачем используется гибридная методология разработки

Алена Терентьева

Алена Терентьева

IT-копирайтер

#Инсайты

8 Авг 2019

Время чтения: 5 минут

8 Авг 2019

Представьте, вы нашли отличную команду разработчиков для своего нового проекта и тут проджект менеджер спрашивает: «Какую методологию предпочитаете для работы — Agile или Waterfall?«. Всё так хорошо начиналось, а теперь вы в тупике. Какой подход лучше подойдет вашему проекту? Вроде бы, с каскадом всё будет по этапам, без отступлений от плана. Но зато Agile позволит вносить новые изменения в процессе работы. Не паникуйте. Выход есть: подружите оба подхода и возьмите лучшее от каждого из них. Рассказываем, как и зачем использовать гибридную методологию на примере разработки портала “Спасибо от Сбербанка. Путешествия”.

Когда стоит выбирать гибридный подход и почему?

Хотя в большей степени на слуху методологии Waterfall и Agile, гибридный подход тоже популярен. Project Management Institute выяснили, что “гибрид” в 2018 году использовали для 23% проектов в IT, телекоме, энергетике, здравоохранении, строительстве, а также государственных отраслях.

Гибридная методология разработки

Источник: PMI’s Pulse of Profession 2018

Суть “гибрида” — для каждого этапа разработки ПО выбирать более подходящий подход с учётом текущих условий вместо того, чтобы фокусироваться на одном на протяжении всего проекта. Например, этапы планирования и определения требований могут соответствовать Waterfall, а этапы проектирования, разработки, тестирования — Agile.

Такой подход к ведению проекта подходит сложным крупным проектам, где:

  • необходимы частые релизы нового функционала,
  • требования не прозрачны и могут изменяться,
  • сроки чётко зафиксированы,
  • заказчик хочет принимать минимальное участие в проекте.

Как справиться с этими сложностями и смешать Waterfall с Agile, чтобы получилось качественно и в срок? Рассказываем!

Как мы применили гибридный подход на проекте в 10 000 человеко-часов

Когда к нам обратились из “Спасибо от Сбербанка”, чтобы разработать веб-портал для их новой услуги, связанной с путешествиями, мы сразу поняли, что проект будет масштабным, сложным и потребует нестандартного решения по организации процессов, чтобы запустить портал вовремя.

Действовать требовалось быстро: когда планировали работы, по всем федеральным телеканалам крутили рекламу портала “Спасибо от Сбербанка.Путешествия”, и клиент поставил нам условия:

  • Принять обобщённые проектные требования: спецификация с описанием требований уместилась на лист А4.
  • Учитывать дату запуска портала: клиент выбрал срок релиза.
  • Уложиться в согласованный бюджет: озвучили ожидания по стоимости проекта.
  • Соблюдать инфраструктурные и организационные ограничения: обеспечить полный цикл запуска продукта и поддержку ФЗ-152 “О персональных данных”.

Но это ещё не всё. Важно было принять во внимание и трудности:

  • На стороне клиента не было продакт оунера и технического специалиста.
  • Отсутствовало описание актуального API на стороне компаний-партнеров новой услуги “Спасибо от Сбербанка.Путешествия”.
  • Не могли генерировать тестовые данные, поскольку интегрировали портал со сторонними системами.
  • Не было понимания прогнозируемой нагрузки на момент запуска.

С учётом непростых входных данных мы пришли к тому, что целесообразнее использовать гибридный подход, и разделили работу на два фронта:

1. Взаимодействие с клиентом

Здесь использовали каскадный подход: сформировали и согласовали MVP приложения, выделили команду из пяти человек — менеджера проекта, аналитика, фронтенд и бэкенд разработчиков, тестировщика — чтобы они смогли сконцентрироваться только на этом проекте. Согласовали сроки показа MVP.

2. Работа команды

Процессы внутри команды старались выстраивать по гибкому подходу — с бэклогом задач и недельными спринтами. Ответственный по продукту со стороны клиента был слабо вовлечён, но мы понимали, что для качественного результата на крупном проекте важно регулярно приоритизировать и контролировать задачи. Тогда мы выделили на эту роль проджект-менеджера. Каждую неделю смотрели и корректировали наши планы в зависимости от того, успеваем ли мы выполнить основной пул задач. Фокусировались на том, чтобы улучшить юзабилити.

 

Hybrid Project Management

Как можно организовать процессы с помощью “гибрида”

Такой режим работы позволил нам выпустить проект в срок. Клиент остался довольным результатом, и для нас появился новый фронт работ — сопровождение. Этот этап тоже был непростым: заказчик планировал функциональное развитие продукта, подключить новых партнеров к площадке и ожидал такой же эффективной работы. При этом объём запланированных клиентом задач рос каждый день.

Чтобы справиться с нагрузкой, мы при помощи гибридного подхода подстроились под изменившиеся условия:

  • подобрали команду, готовую к заданному темпу,
  • оптимизировали процессы: минимизировали внутреннюю отчётность, чтобы ускорить разработку,
  • договорились с клиентом, что работу согласовываем не в разрезе больших функциональных блоков, а отдельных задач — это позволило более предсказуемо выстраивать процесс.

Успех проекта во многом зависел от того, как мы выстроили коммуникации и адаптировали процессы с учётом всех условий, ограничений и рисков. У нас это получилось — онлайн-портал “Спасибо от Сбербанка. Путешествия” успешно функционирует и помогает пользователям покупать лучшие авиабилеты на любые направления.

 

Веб-портал "Спасибо от Сбербанка. Путешествия"

Поддержку портала оказываем до сих пор: на сегодняшний день на весь проект потратили более 10 000 человеко-часов!

Как и зачем вам применять гибридный подход на проекте

Методология не волшебная палочка. Но понимать принципы и брать из разных подходов лучшее можно и нужно. Гибридный хорош тем, что он позволяет:

  • планировать и определять требования по Waterfall, а проектировать, разрабатывать и внедрять по Agile
  • более предсказуемо организовывать работу
  • корректировать процессы под меняющиеся условия: эволюционировать вместе с продуктом

С “гибридом” вы можете создать собственный рецепт успеха, который больше всего соответствует условиям и требованиям вашего проекта. Для этого советуем:

1. Определить особенности проекта:

  • охват
  • сложность
  • рамки и ограничения: фиксированные или меняющиеся
  • дедлайн: строгий или можно при необходимости подвинуть
  • бюджет: гибкий или фиксированный
  • наличие продакт оунера

2. Привлечь к проекту команду с сильными хард и софт скиллами.

Помимо профессиональных навыков и экспертизы, на результат проекта влияют коммуникабельность, заинтересованность в успехе проекта, умение принимать решения и решать проблемы.

3. Корректировать процессы по ходу проекта.

Важно отслеживать и регулярно анализировать ход проекта. Установите контрольные точки, чтобы оценить эффективность нового процесса. Отслеживайте — что идёт хорошо, а где требуется внести изменения.

Когда выбираете методологию для управления проектом, не опирайтесь только на то, как вам комфортно работать. Убедитесь в наличии необходимых скиллов у команды, трезво оцените вашу собственную вовлечённость и поставленные цели. Мы в Azoft опытным путём пришли к промежуточному варианту — гибридному подходу, который сочетает преимущества Waterfall и Agile: наличие фаз, итеративность, выделенная роль руководителя проекта, которая может совмещать в себе и функцию продакт оунера. Надеемся, что наш опыт и рекомендации помогут принять вам верное решение!

 

Комментарии

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии