Что важно знать для успешного юзабилити-тестирования мобильного приложения

IT-копирайтер
Время чтения: 12 минут
Представьте: вы разработали полезное мобильное приложение с современным дизайном, выпустили его на рынок, но… Несмотря на масштабную маркетинговую кампанию, приложение получает низкие оценки в App Store и Google Play, а пользователи переходят к конкурентам.
Что же могло пойти не так? Причин может быть несколько, среди них — проблемы с юзабилити мобильного приложения. Избежать такой ситуации, заранее исправить недостатки и улучшить работу приложения позволяет качественное юзабилити-тестирование. Давайте разбираться: что это такое, зачем нужно, когда применять. Также мы расскажем, как мы проводим юзабилити-тестирование и что заказчик получает в результате.
Что такое юзабилити
Понятие юзабилити
Юзабилити — это качественный показатель того, насколько хорошо пользователь в конкретном контексте может использовать продукт для эффективного, результативного и удовлетворительного достижения поставленной цели. Иными словами, юзабилити помогает понять, насколько пользователю удобно использовать интерфейс. Юзабилити — важный компонент, который нужно учитывать в разработке дизайна пользовательских интерфейсов (UX).
Требования к юзабилити мобильного приложения
Юзабилити оценивается по 5 качественным критериям:
- Лёгкость в обучении: насколько легко пользователям выполнять основные задачи, когда они впервые сталкиваются с дизайном.
- Эффективность: как быстро пользователи ориентируются в пользовательском интерфейсе.
- Запоминаемость: насколько легко пользователям ориентироваться в интерфейсе продукта, если они им не пользовались некоторое время.
- Ошибки: сколько ошибок делают пользователи, насколько критичны эти ошибки и насколько легко их можно исправить?
- Удовлетворённость: Насколько приятно пользоваться дизайном?
Есть и другие важные качественные характеристики, среди которых — полезность, которая относится к функциональности дизайна: выполняет ли он то, что нужно пользователям.
Для чего нужно тестирование юзабилити
Аудит мобильного приложения проводят на разных стадиях разработки, однако лучше всего это делать на этапе прототипирования, до написания кода. Это позволит своевременно, быстро и с минимальными затратами исправить все недочеты в интерфейсе. Кроме того, тестирования юзабилити проводят, чтобы:
- выбирать оптимальное решение интерфейса среди всех созданных наработок;
- проверить пригодность сайта для потенциальных пользователей, живущих в разных странах (когда интерфейс предусматривает переключение на другие языки).
Тестирование используют, чтобы проверить веб-сайты, веб-сервисы, мобильные приложения, мобильные версий сайтов и т.д.
Таким образом, тестирование помогает оперативно получать и обрабатывать фидбэк от пользователей, а это во многом влияет на успех проекта. Приложение становится удобным для посетителей, а заказчик экономит на доработках в дизайне и разработке.
Какие виды юзабилити-тестирования бывают
Можно выделить несколько видов тестирований:
Выбор вида тестирования зависит от масштабов и особенностей отдельного проекта. В своей практике мы используем все виды тестирования, обычно — удалённое немодерируемое тестирование.
Как мы проводим юзабилити тестирование
Этапы юзабилити-тестирования и их содержание могут варьироваться в зависимости от особенностей проекта и целей, но в целом процесс сводится к следующим шагам:
1.Определение цели и формулирование гипотез
В начале проекта мы общаемся с заказчиком, чтобы изучить продукт, его ЦА, а также сформулировать цели тестирования и гипотезы, которые нужно проверить.
Возможно, это будут вопросы, касающиеся:
- Сути задачи, которая стоит перед пользователем. Какую цель преследует пользователь?
- Выполнения задачи. Может ли пользователь выполнить задачу? Если нет, то что ему мешает? Как далеко заходят пользователи по цепочке выполнения задачи?
- Времени совершения задачи. Сколько времени нужно пользователю для выполнения задачи? При этом он тратит слишком много или слишком мало времени?
- User flow. Легко ли пользователи перемещаются по экранам приложения?
- Ошибок. С какими ошибками сталкиваются пользователи и когда? Как их можно избежать? Как сделать, чтобы ошибки не портили впечатление от использования приложения?
Также определяем, какие количественные и/или качественные метрики будут применяться в тестировании. Количественные данные помогают вычислить показатели удобства использования: показатели завершения, коэффициенты успешности, время выполнения, оценка удовлетворенности и частота ошибок. Качественные данные дают представление о путях, которые были предприняты участниками, о возникающих проблемах и ответах, которые они предоставили в опросе. Например, дизайн мобильного приложения мог отвлекать участника от общих функций приложения или вызывать неправильные реакции.
В формулировании целей и задач тестирования часто могут помочь системы аналитики: Яндекс.Метрика, Google.Analytics, Flurry, Mixpanel. Эти сервисы предоставляют информацию о том, кто, а главное, как пользуется мобильным приложением.
Например, Flurry показывает:
- количество пользователей и их основные характеристики
- частота открытия приложения
- количество и продолжительность сессий
- навигацию и события внутри приложения (переходы между экранами)
- сбои в работе
Эти данные позволяют разобраться, как пользователи взаимодействуют с приложением, какие элементы чаще всего используют, с каких экранов чаще всего уходят, и в чём могут быть причины.
Допустим, если пользователи часто покидают приложение на этапе заполнения корзины, то можно предположить следующие причины:
- У посетителей возникают трудности с заполнением полей в “корзине”.
- Пользователям неочевидно, были ли добавлены товары в корзину или нет.
- Пользователи не понимают, прошла ли оплата заказа.
2. Планирование и подготовка к тестированию
Собрав требования к проекту, UX-аналитик составляет сценарий тестирования. Это документ, который содержит инструкцию для респондента, список тестируемых задач и вопросы, которые модератор должен задать после выполнения каждой задачи и после завершения тестирования. Сценарий согласовывается с заказчиком.
Например, сценарий юзабилити тестирования для онлайн-покупок может выглядеть примерно так:
- запуск приложения
- ввод поискового запроса
- выбор варианта в поисковой выдаче
- изучение характеристик
- изучение отзывов
- заказ
- получение уведомления о сроках доставки
Вместе с написанием сценария мы формируем репрезентативную выборку пользовательской базы. Размер выборки зависит от количества пользователей системы.
Затем мы подготавливаем тестовую среду (которая может быть удаленной или в офисе) исходя из целей и потребностей вашей команды.
3. Проведение теста
В ходе тестирования перед респондентами нужно поставить конкретные цели и наблюдать, как они будут реализовываться.
При возможности мы тестируем прототипы в финальном дизайне, который максимально похож на будущее приложение. Такой тест обнаружит не только недостатки с точки зрения логики, но и поможет выявить слабые места внешнего вида интерфейса.
Если временных ресурсов на создание финального дизайна не хватает, то тогда мы проверяем макеты и прототипы в техническом дизайне, который включает высоко детализированный контент и простой визуальный ряд (минимум цветов, схематичные иллюстрации).
В листах оценки юзабилити отмечаем ответы на вопросы, которые были сформулированы вначале, например:
- была ли достигнута цель в мобильном приложении;
- произошел ли уход от целевого результата, возникла ли путаница с навигацией;
- сколько времени пришлось потратить пользователю на достижение цели и какие шаги при этом предпринимал.
4. Анализ данных
На этом этапе собираем и анализируем результаты. Как участники отреагировали на тест? Какие ключевые проблемы они обнаружили? Была ли подтверждена какая-либо из ваших гипотез? На основе данных из листов оценки и выясняем, на каких этапах работы в мобильном приложении возникают сложности.
Одна из возможных причин – ошибки при проектировании UX дизайна приложения. Перегруженный пользовательский интерфейс, сложная и непонятная навигация, многоступенчатая система регистрации – всё это путает пользователя и мешает ему совершить в приложении целевые действия.
5. Формулирование выводов
После подведения итогов мы определяем приоритетные вопросы и возможные решения для улучшения взаимодействия с пользователем.
Составив список критических ошибок, нужно выполнить улучшение юзабилити мобильного приложения, а затем провести контрольный тест на новой выборке людей и убедиться в том, что работа приложения стала гораздо лучше.
В результате мы готовим для заказчика отчет, который обычно включает:
- данные об особенностях продукта, целях и задачах проекта, респондентах и методах тестирования;
- юзабилити-метрики для каждого задания;
- описание обнаруженных юзабилити-проблем с указанием их критичности и встречаемости;
- рекомендации по устранению найденных проблем.
Структура отчета может меняться в зависимости от особенностей конкретного проекта. Например, если проблем много, то мы добавляем в конец отчета перечень всех проблем, отсортированный по степени критичности. Так вам будет удобнее принимать решение о том, что следует исправлять в первую очередь. Также мы можем добавить в отчет описание удачных решений конкурентов.
Юзабилити-тестирование мобильного приложения — важная часть его успеха у целевой аудитории. Его полезно проводить на этапе прототипирования, перед и регулярно после релиза. Так вы сможете вовремя избежать ошибок. Мы в Azoft провели тестирование юзабилити приложений на Android и iOS в более 500 проектах. Расскажите нам о ваших задачах — будем рады применить наш опыт для вашего проекта.
Комментарии