Что важно знать для успешного юзабилити-тестирования мобильного приложения

Алена Терентьева

Алена Терентьева

IT-копирайтер

#Дизайн и аналитика

#Мобильная разработка

#Тестирование

31 Мар 2021

Время чтения: 12 минут

31 Мар 2021

Представьте: вы разработали полезное мобильное приложение с современным дизайном, выпустили его на рынок, но… Несмотря на масштабную маркетинговую кампанию, приложение получает низкие оценки в App Store и Google Play, а пользователи переходят к конкурентам.

Что же могло пойти не так? Причин может быть несколько, среди них проблемы с юзабилити мобильного приложения. Избежать такой ситуации, заранее исправить недостатки и улучшить работу приложения позволяет качественное юзабилити-тестирование. Давайте разбираться: что это такое, зачем нужно, когда применять. Также мы расскажем, как мы проводим юзабилити-тестирование и что заказчик получает в результате.

Что такое юзабилити

Понятие юзабилити

Юзабилити — это качественный показатель того, насколько хорошо пользователь в конкретном контексте может использовать продукт для эффективного, результативного и удовлетворительного достижения поставленной цели. Иными словами, юзабилити помогает понять, насколько пользователю удобно использовать интерфейс. Юзабилити — важный компонент, который нужно учитывать в разработке дизайна пользовательских интерфейсов (UX).

Требования к юзабилити мобильного приложения

Юзабилити оценивается по 5 качественным критериям:

  • Лёгкость в обучении: насколько легко пользователям выполнять основные задачи, когда они впервые сталкиваются с дизайном.
  • Эффективность: как быстро пользователи ориентируются в пользовательском интерфейсе.
  • Запоминаемость: насколько легко пользователям ориентироваться в интерфейсе продукта, если они им не пользовались некоторое время.
  • Ошибки: сколько ошибок делают пользователи, насколько критичны эти ошибки и насколько легко их можно исправить?
  • Удовлетворённость: Насколько приятно пользоваться дизайном?

Есть и другие важные качественные характеристики, среди которых — полезность, которая относится к функциональности дизайна: выполняет ли он то, что нужно пользователям.

Что включает в себя понятие юзабилити

Для чего нужно тестирование юзабилити

Для чего применяют юзабилити-тестирование

Аудит мобильного приложения проводят на разных стадиях разработки, однако лучше всего это делать на этапе прототипирования, до написания кода. Это позволит своевременно, быстро и с минимальными затратами исправить все недочеты в интерфейсе. Кроме того, тестирования юзабилити проводят, чтобы:

  • выбирать оптимальное решение интерфейса среди всех созданных наработок;
  • проверить пригодность сайта для потенциальных пользователей, живущих в разных странах (когда интерфейс предусматривает переключение на другие языки).

Тестирование используют, чтобы проверить веб-сайты, веб-сервисы, мобильные приложения, мобильные версий сайтов и т.д.

Таким образом, тестирование помогает оперативно получать и обрабатывать фидбэк от пользователей, а это во многом влияет на успех проекта. Приложение становится удобным для посетителей, а заказчик экономит на доработках в дизайне и разработке.

Зачем используют тестирование юзаюилити

Какие виды юзабилити-тестирования бывают

Можно выделить несколько видов тестирований: 

Виды юзабилити-тестирования

Выбор вида тестирования зависит от масштабов и особенностей отдельного проекта. В своей практике мы используем все виды тестирования, обычно — удалённое немодерируемое тестирование.

Как мы проводим юзабилити тестирование

Этапы юзабилити-тестирования и их содержание могут варьироваться в зависимости от особенностей проекта и целей, но в целом процесс сводится к следующим шагам:

Этапы юзабилити тестирования

1.Определение цели и формулирование гипотез

В начале проекта мы общаемся с заказчиком, чтобы изучить продукт, его ЦА, а также сформулировать цели тестирования и гипотезы, которые нужно проверить.

Возможно, это будут вопросы, касающиеся:

  • Сути задачи, которая стоит перед пользователем. Какую цель преследует пользователь?
  • Выполнения задачи. Может ли пользователь выполнить задачу? Если нет, то что ему мешает? Как далеко заходят пользователи по цепочке выполнения задачи?
  • Времени совершения задачи. Сколько времени нужно пользователю для выполнения задачи? При этом он тратит слишком много или слишком мало времени?
  • User flow. Легко ли пользователи перемещаются по экранам приложения? 
  • Ошибок. С какими ошибками сталкиваются пользователи и когда? Как их можно избежать? Как сделать, чтобы ошибки не портили впечатление от использования приложения?

Также определяем, какие количественные и/или качественные метрики будут применяться в тестировании. Количественные данные помогают вычислить показатели удобства использования: показатели завершения, коэффициенты успешности, время выполнения, оценка удовлетворенности и частота ошибок. Качественные данные дают представление о путях, которые были предприняты участниками, о возникающих проблемах и ответах, которые они предоставили в опросе. Например, дизайн мобильного приложения мог отвлекать участника от общих функций приложения или вызывать неправильные реакции.

В формулировании целей и задач тестирования часто могут помочь системы аналитики: Яндекс.Метрика, Google.Analytics, Flurry, Mixpanel. Эти сервисы предоставляют информацию о том, кто, а главное, как пользуется мобильным приложением.

Например, Flurry показывает:

  • количество пользователей и их основные характеристики
  • частота открытия приложения
  • количество и продолжительность сессий
  • навигацию и события внутри приложения (переходы между экранами)
  • сбои в работе

Эти данные позволяют разобраться, как пользователи взаимодействуют с приложением, какие элементы чаще всего используют, с каких экранов чаще всего уходят, и в чём могут быть причины.

Допустим, если пользователи часто покидают приложение на этапе заполнения корзины, то можно предположить следующие причины:

  • У посетителей возникают трудности с заполнением полей в “корзине”.
  • Пользователям неочевидно, были ли добавлены товары в корзину или нет.
  • Пользователи не понимают, прошла ли оплата заказа.

2. Планирование и подготовка к тестированию

Собрав требования к проекту, UX-аналитик составляет сценарий тестирования. Это документ, который содержит инструкцию для респондента, список тестируемых задач и вопросы, которые модератор должен задать после выполнения каждой задачи и после завершения тестирования. Сценарий согласовывается с заказчиком.

Например, сценарий юзабилити тестирования для онлайн-покупок может выглядеть примерно так:

  • запуск приложения
  • ввод поискового запроса
  • выбор варианта в поисковой выдаче
  • изучение характеристик
  • изучение отзывов
  • заказ
  • получение уведомления о сроках доставки

Вместе с написанием сценария мы формируем репрезентативную выборку пользовательской базы. Размер выборки зависит от количества пользователей системы.

Затем мы подготавливаем тестовую среду (которая может быть удаленной или в офисе) исходя из целей и потребностей вашей команды.

3. Проведение теста

В ходе тестирования перед респондентами нужно поставить конкретные цели и наблюдать, как они будут реализовываться.

При возможности мы тестируем прототипы в финальном дизайне, который максимально  похож на будущее приложение. Такой тест обнаружит не только недостатки с точки зрения логики, но и поможет выявить слабые места внешнего вида интерфейса.

Если временных ресурсов на создание финального дизайна не хватает, то тогда мы проверяем макеты и прототипы в техническом дизайне, который включает высоко детализированный контент и простой визуальный ряд (минимум цветов, схематичные иллюстрации).

В листах оценки юзабилити отмечаем ответы на вопросы, которые были сформулированы вначале, например:

  • была ли достигнута цель в мобильном приложении;
  • произошел ли уход от целевого результата, возникла ли путаница с навигацией;
  • сколько времени пришлось потратить пользователю на достижение цели и какие шаги при этом предпринимал. 

4. Анализ данных

На этом этапе собираем и анализируем результаты. Как участники отреагировали на тест? Какие ключевые проблемы они обнаружили? Была ли подтверждена какая-либо из ваших гипотез? На основе данных из листов оценки и выясняем, на каких этапах работы в мобильном приложении возникают сложности.

Одна из возможных причин – ошибки при проектировании UX дизайна приложения. Перегруженный пользовательский интерфейс, сложная и непонятная навигация, многоступенчатая система регистрации – всё это путает пользователя и мешает ему совершить в приложении целевые действия.

5. Формулирование выводов

После подведения итогов мы определяем приоритетные вопросы и возможные решения для улучшения взаимодействия с пользователем.

Составив список критических ошибок, нужно выполнить улучшение юзабилити мобильного приложения, а затем провести контрольный тест на новой выборке людей и убедиться в том, что работа приложения стала гораздо лучше.

В результате мы готовим для заказчика отчет, который обычно включает:

  • данные об особенностях продукта, целях и задачах проекта, респондентах и методах тестирования;
  • юзабилити-метрики для каждого задания;
  • описание обнаруженных юзабилити-проблем с указанием их критичности и встречаемости;
  • рекомендации по устранению найденных проблем.

Структура отчета может меняться в зависимости от особенностей конкретного проекта. Например, если проблем много, то мы добавляем в конец отчета перечень всех проблем, отсортированный по степени критичности. Так вам будет удобнее принимать решение о том, что следует исправлять в первую очередь. Также мы можем добавить в отчет описание удачных решений конкурентов.

Юзабилити-тестирование мобильного приложения важная часть его успеха у целевой аудитории. Его полезно проводить на этапе прототипирования, перед и регулярно после релиза. Так вы сможете вовремя избежать ошибок. Мы в Azoft провели тестирование юзабилити приложений на Android и iOS в более 500 проектах. Расскажите нам о ваших задачах будем рады применить наш опыт для вашего проекта.

Комментарии

Фильтр

Закрыть

Технологии

Индустрии