AzoftБлогЛовушки в UX дизайне мобильных приложений

Ловушки в UX дизайне мобильных приложений

Ольга Аксёнова Октябрь 19, 2016

Ловушки в UX дизайне мобильных приложений

Зачастую при разработке мобильного приложения его авторы стремятся учесть всё и сразу в попытке угодить своей целевой аудитории. В результате получается наоборот – неповоротливый или перенасыщенный UX дизайн “топит” приложение ещё до его выпуска в сторе.

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённые ловушки UX дизайна, в которые попадают неискушённые создатели приложений. Дадим советы, как обойти эти слабые места и разработать действительно удобное и полезное приложение.

Ловушки могут подстерегать на разных этапах:

  • Планирование приложения — когда есть идея продукта и необходимо продумать её воплощение.
  • Создание приложения — когда разработчики приступают к построению UX-архитектуры.
  • Оптимизация приложения — когда мобильное решение уже используется и требует внесения изменений в UX дизайн.

1. Этап планирования приложения

Ловушки на этапе планирования приложения

На этапе планирования есть риск допустить несколько промахов, которые могут негативно сказаться на UX дизайне.

Ловушка – У приложения нет цели и действия пользователей не очевидны

Если мобильное приложение создаётся без точного предназначения, понятного и для команды разработки, и для конечных пользователей, это приложение обречено.

Все участники процесса должны понимать, для чего создаётся приложение и какие целевые действия пользователей приведут к конечному результату. Например, приложение для редактирования фотографий подразумевает загрузку фотографий и использование различных инструментов для ретуши. К сожалению, часто сценарии взаимодействия с приложением совсем неочевидны для пользователей.

Решение

Определите круг задач, которые приложение должно решать — от этого зависит функционал и логика работы с приложением. Убедитесь, что пользователю не придется совершать много шагов и к целевому действию его приведёт продуманная навигация. Подготовьте прототип. Он поможет визуализировать поведение пользователя внутри приложения.

Ловушка – Не исследована целевая аудитория

Без исследования целевой аудитории невозможно понять, как должно выглядеть приложение, на какие элементы следует обратить внимание при создании UX-архитектуры. Определение целевой аудитории поможет сформулировать, что обязательно следует включить в приложение, а чего там не должно быть ни в коем случае.

Решение

Изучите потенциальных пользователей и убедитесь, что приложение отвечает их потребностям и работает на их восприятие. Например, если приложение ориентировано на детскую аудиторию дошкольного возраста, то там могут быть яркие цвета и анимационные персонажи. Если же приложение, напротив, направлено на пожилых людей, создавайте простое меню и крупные надписи.

Ловушка – Не изучены приложения-конкуренты

Хотя создатели приложений зачастую верят в уникальность своего решения, это не значит, что можно забыть о приложениях-конкурентах. Пренебрегая конкурентами, вы можете допустить те же ошибки в UX дизайне, через которые они уже прошли.

Решение

Составьте список приложений-конкурентов и проанализируйте их на предмет соответствия потребностям пользователей, функциональности, UI/UX дизайна, способов продвижения. Попробуйте найти отзывы о приложениях — это поможет понять их сильные и слабые стороны.

2. Этап создания приложения

Ловушки на этапе создания приложения

Предположим, целевая аудитория изучена, задачи приложения определены и можно переходить к его реализации. Но и здесь разработчиков поджидают ловушки, которые могут сказаться на эффективности готового решения.

Ловушка – Подражание веб-дизайну

Если создавать приложение по аналогии с проектированием веб-сайта, это гарантированно приведёт к отказу пользователей от приложения. На эти грабли наступали многие создатели приложений и большинство из них усвоили, что взаимодействие пользователя с мобильным устройством происходит иначе, чем с настольным. Экран мобильного устройства меньше, чем экран монитора или ноутбука. Да и способ взаимодействия с цифровыми девайсами отличается от работы на компьютере — здесь мы всё делаем движениями пальцев и неохотно вводим длинные тексты. При этом мобильным пользователям хочется выполнять задачи так же быстро, как и в вебе.

Решение

Проследите, чтобы приложение правильно реагировало на движения пальцев — здесь динамика отличается от манипуляций мышкой. Учитывайте удобное расположение целей нажатия, “тап таргетов” — на расстоянии вытянутого пальца руки. Добавьте в приложение виртуальную клавиатуру. Если приложение предполагает наборы цифр или календарных дат, упростите это с помощью различных вариантов удобной раскладки с цифрами. Кроме этого, в клавиатуре можно предусмотреть кнопки для набора E-mail со стандартными символами и расширениями. Всё это упрощает взаимодействие пользователя с приложением.

Ловушка – Перегруженный интерфейс

Известная закономерность Парето: “80% прибыли дают 20% клиентов”. В отношении мобильных приложений можно сказать, что 80% пользователей, как правило, используют не более 20% опций. Поэтому не стоит перегружать приложение функционалом.

Решение

Помните о принципе KISS — “keep it short and simple”. Расставьте приоритеты, определите, какие функции важны пользователям в первую очередь. Не усложняйте интерфейс приложения дополнительными разделами и переходами.

Ловушка – Слишком много дизайна

Креативный подход к дизайну мобильного приложения — дело хорошее. Но здесь важно не переборщить. Иначе игра шрифтов и иллюстраций отвлечёт и запутает пользователя, а самого главного до него так и не донесёт.

Решение

Не злоупотребляйте градиентами и тенями, акцентируйте внимание пользователя только на основной информации. Используйте в мобильном приложении один шрифт (его можно разнообразить, меняя размеры и другие характеристики — курсив, жирный, полужирный).

Разделите информацию на логичные блоки с подзаголовками. Блоки отделяйте друг от друга свободным пространством, “воздухом”, а не линиями — они уплотняют и перенасыщают дизайн мобильного приложения.

Если используете анимационные эффекты, то делайте это разумно. Не запутывайте пользователя, используйте только интуитивно понятные символы.

Применяйте простые цветовые схемы — это позволит яснее выразить идею бренда и улучшить навигацию в мобильном приложении.

Ловушка – Отказ от тестирования приложения

Порой создатели мобильных приложений чересчур уверены в своём продукте. Они настолько убеждены в логичности архитектуры и навигации, в продуманности дизайна, а главное, в практической ценности, что попросту забывают о тестировании.

Эта коварная ловушка способна навлечь на приложение большой негатив со стороны пользователей. И наоборот, тестирование поможет своевременно получить обратную связь, отработать все сценарии поведения в приложении, проверить схемы взаимодействия.

Решение

Само собой разумеется, что приложение должно быть протестировано на возможные баги в коде.

Что касается UX дизайна, то его можно тестировать, как до официального релиза, так и “в бою”, когда приложение уже доступно пользователям. Есть два популярных способа тестировать мобильное приложение до релиза. Первый — коридорное тестирование с одним из сценариев действий. И второй — фокус-тесты с различными сценариями действий пользователя.

В первом случае приложение можно протестировать ещё на этапе прототипа. Можно обратиться к случайным людям, коллегам, друзьям и попросить их описать, как они будут выполнять то или иное действие с приложением. В результате быстро получить от них обратную связь по конкретному сценарию использования приложения, например, регистрации.

Во втором вы готовите несколько сценариев использования, предоставляете участнику тестирования смартфон с установленным приложением и записываете видео всех его действий по вашим сценариям. Такой способ помогает протестировать несколько сценариев использования, изучить их детально и внести изменения в UX дизайн, там где это необходимо.

После релиза можно собирать показатели о поведении пользователей в приложении с помощью автоматизированных инструментов. Среди наиболее известных можно выделить Appsee, Flurry, Mixpanel или Google Analytics. Выбор за вами.

3. Этап оптимизации приложения

Ловушки на этапе оптимизации приложения

Когда мобильное приложение прошло проверку временем и пользователями, и вы получили фидбэк по его первой версии, можно переходить к оптимизации отдельных функций UX-дизайна. Это позволит вам “отшлифовать” то, что вы не доработали на старте в угоду ключевому функционалу.

Ловушка – Непродуманный онбоардинг

Онбоардинг — это некая “обзорная экскурсия”, инструктаж по использованию мобильного приложения. Задача онбоардинга — объяснить пользователю, в чём смысл приложения, и по шагам познакомить с функционалом.

Здесь проектировщики приложения бросаются в крайности. Одни просто пренебрегают этим полезным инструментом. Другие, напротив, добавляют слишком подробные и навязчивые подсказки, которые раздражают пользователей и мешают приступить к работе.

Решение

Выбирайте золотую середину. Добавьте обязательный онбоардинг во время первого запуска — гид по приложению, последовательность из нескольких экранов с основными функциями приложения.

В дальнейшем предоставьте пользователю возможность самому обращаться к “шпаргалке”. Используйте встроенные подсказки, направляя пользователя и деликатно подталкивая его к действиям. Подсказки должны быть ненавязчивы, но, в то же время, легко заметны.

Ловушка – Многоступенчатая и неудобная регистрация

Регистрация необходима далеко не в каждом приложении. Если для вашего приложения она не является обязательной, лучше от неё отказаться. Если же функционал приложения напрямую связан с личными данными пользователей, в том числе платёжными, вам следует предусмотреть форму для регистрации.

Здесь авторов приложений поджидает ещё одна ловушка — стремление собрать как можно больше информации приводит к многоступенчатой и сложной регистрации.

Сложная регистрационная форма, непонятные поля, много ручной работы и монотонное введение данных… Все это весьма скучно и утомительно. А если прибавить к этому риск потери всех несохранённых данных, то процент отказа от подобного приложения наверняка возрастёт.

Есть ли выход из этой ситуации? Как собрать данные о пользователях и не потерять при этом солидную часть аудитории?

Решение

Откажитесь от ненужных полей. Разбейте регистрационную форму на несколько блоков. Предусмотрите подсказки при заполнении формы (например, цифры в телефонном номере). Сведите к минимуму ручной труд — прикрутите к приложению визуальные календари, выставив год рождения пользователя с учетом вашей целевой аудитории. Например, если приложение ориентировано на молодых людей, поставьте автоматом 1990 год, в этом случае пользователям не придется много скроллить, чтобы добраться до своей даты.

И самое главное — обеспечьте сохранение заполненных регистрационных полей! Если текст в них сотрётся из-за ошибки, это скорее всего отобьёт желание использовать приложение.

Продуманный UX дизайн очень важен для вовлечения пользователей в мобильное приложение — и все благодаря простому и интуитивно понятному интерфейсу, удобному функционалу и тем позитивным эмоциям, которые он дарит. Надеемся, наши советы помогут вам минимизировать ошибки и оптимизировать UX дизайн так, чтобы привлечь как можно больше верных и постоянных пользователей приложения.

Комментарии

комментарии